Мастера и ремесленники Ингушетии Творческий путь Эсет Хамхоевой

Хамхоева Эсет Мустафаевна родилась 15 февраля 1958 года в селении Насыр-Корт Назрановского района Чечено-Ингушской АССР. Народный художник Республики Ингушетия, заслуженный учитель Республики Ингушетия, член Союза художников Республики Ингушетия, выпускница художественно-графического факультета Курского государственного педагогического института Эсет Хамхоева хорошо известна любителям изобразительного искусства. Она мастер декоративно-прикладного искусства, у нее есть разные виды техники вышивания, которые разработала сама. Профессионально занимается живописью. Картины или элементы декора, вышедшие из-под ее талантливых рук, смотрятся очень интересно и эффектно.

— Ручная работа всегда в цене, ведь те вещи, что сделаны своими руками, сделаны с теплотой и любовью, и они неповторимы, — рассказывает Эсет Мустафаевна.
Когда встречаешь уникальных людей, владеющих искусством рукоделия, и вообще, людей с развитым художественным вкусом, как Эсет Хамхоева, еще раз убеждаешься в том, как важно в нашем сложном мире сохранить свою самобытность. Мы нередко ищем опору в искусстве и образах прошлого. Рукоделие издревле пользовалось уважением. Ингушские мастерицы вышивали бисером и золотыми нитями. Работы ингушских мастериц поражали сложностью узоров и развитым художественным чувством, техникой исполнения и умелым подбором цветов. Надо отметить, что вышивка – это как раз та сфера, в которой художественная грань личности может наиболее ярко проявить себя. Все это с успехом реализует Эсет Мустафаевна.
Можно утверждать, что мастерство таится не в руках вышивальщицы, не в мулине, не в иголке и канве. Оно в силе мыслей. Концентрируясь на вышиваемом образе, лелея свою мечту, которая вырисовывается с помощью нитки и иголки, Эсет Мустафаевна сознательно или неосознанно думает о своем деле, ищет способы скорейшего разрешения трудных или просто узловых моментов в той или иной жизненной ситуации. Если можно сказать, то она «зашивает» свое желание в вышивку, таким образом материализуя его, превращая в реальность. И каждый стежок прибавляет уверенность, помогает увидеть что-то, что мешает воплощению мечты. Просто поддерживает и дает силы двигаться дальше, настраивает на приобретение желаемого. И в принципе, если должным образом настроиться на любую вышивку, которую начинаешь, можно загадать абсолютно любое желание и поверить, что оно сбудется как только работа будет закончена.
Творчество Эсет Мустафаевны – явление уникальное в современном изобразительном искусстве Ингушетии. Диапазон ее творчества широк: талантливый мастер прекрасных живописных произведений, искусная вышивальщица, использующая множество видов вышивки в своих работах. Она не только использует уже известные методы работы, но и является творческим экспериментатором, у которой есть целый ряд изобретенных ею самой видов техники вышивания.
Эстетически прекрасное способствует формированию нравственности. Аргументом в пользу этого тезиса является искусство вышивания, которое ведет свою историю с древних веков. Добрые традиции вышивки развивались на протяжении многих столетий.
Еще в начале своего творческого пути Эсет Мустафаевна смело заявила о себе, представляя на выставках ковер «истанг» из натурального войлока, картины, вышитые крестиком, шелковыми лентами и бисером. И весьма умело показывает свое самобытное искусство необычными произведениями. Шедевры, созданные Эсет Мустафаевной, исполнены прозрачной чистотой колорита, особенно это касается вышивки на шелке.

Участие в выставках:
2001 год — выставка работ художников Ингушетии в г.Магасе; участие в работе пленэра в Джейрахском районе Республики Ингушетия и итоговой выставке; выставка, посвященная женскому празднику «Сесарий ц1ей» в г.Назрани;
2002 год — участие в международной программе клуба профессионально-активных женщин «Как прекрасен этот мир» и пленэре в г.Кракове (Польша), участие в итоговых выставках;
2003 год — выставка «Игра воображения» в с.Майском; выставка «Мир Кавказу» в г.Москве; третий межрегиональный праздник ремесел Юга России в г.Владикавказе; выставка изделий декоративно-прикладного искусства в г.Санкт-Петербурге; выставка творческих женщин Ингушетии в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия;
2004 год — первая персональная выставка «Таинство души» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия; участие в работе выездного пленэра и международной передвижной выставке «Меж двух миров: творческое пространство кавказской женщины между культурой традиции и культурой европейской цивилизации»;
2005 год — межрегиональная передвижная выставка «Меж двух миров: творческое пространство кавказской женщины между культурой традиции и культурой европейской цивилизации» в Дагестане, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия; выставка работ художников Ингушетии «60 лет Великой Победы» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия;
2006 год — выставка «Национальные традиции и современность в живописи ингушских художников» в здании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в г.Москве; выставка ингушских художников в рамках международного симпозиума «Права мусульманских меньшинств и угроза исламского экстремизма» в г.Магасе;

2007 год — участие на выставке молодежного форума «Россия — наш общий дом» в г.Назрани;
2008 год — участие в выставке молодежного форума «Мелодия единства» в г.Назрани;
2010 год — выставка «Современное искусство Modern-Art» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия;
2011 год — участие в выставке-ярмарке декоративно-прикладного искусства «Город мастеров» в г.Астрахани;
2012 год — выставка «Кристалл искусства — лик земной» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия; выставка на фестивале мастеров искусств Северокавказского региона в Гербовом зале Московского Кремля; участие в выставке, приуроченной к Дням культуры Ингушетии в Государственной Думе; выставка в рамках празднования 20-летия образования Республики Ингушетия в Гербовом зале Московского Кремля; участие в выставке мастеров искусств на XV международном фестивале «Мир Кавказу» в г.Анапе;
2013 год – участие в выставке национального костюма и декоративно-прикладного искусства «Сохраняем народные традиции» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак;  участие в выставке национального костюма и декоративно-прикладного искусства  «Народное творчество: традиции и современность» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак;  участие в выставке на фестивале мастеров искусств Северокавказского региона в Гербовом зале Московского Кремля; участие в выставке мастеров искусств на XV Международном фестивале  «Мир Кавказу» в
г. Анапе; участие в выставках, проведенных в рамках Дней культуры  Ингушетии в Республике Казахстан и в Королевстве Бельгия;
2014 год – участие в выставке «Ингушетия мастеровая» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак; участие в выставке в рамках празднования  Дней культуры Республики Ингушетия в Республике Азербайджан; участие в выставке живописи и декоративно-прикладного искусства в рамках празднования Дней культуры Республики Ингушетия в Республике Турция; участие в выставке в рамках фестиваля «Мир Кавказу» в г.Ставрополе;
2015 год — участие в выставке декоративно-прикладного искусства «Родины милой уголок» в г.Назрани;  участие в выставках живописи и декоративно-прикладного искусства в честь празднования 245-летия добровольного вхождения Ингушетии в состав России в Государственной Думе РФ, Совете Федерации Федерального Собрания РФ и Государственном Кремлевском Дворце в г. Москве; участие в выставке живописи и ДПИ Союза художников Ингушетии «Моя жизнь – мое вдохновение» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак;
2016 год — выставка «Вне времени и границ» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия; участие в выставке Союза художников «Магия искусства» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак; участие в выставке в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой «Ингушетия – край башен и легенд»;
2017 год — участие в выставке в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия «Весенняя палитра», приуроченной к Международному женскому дню 8 марта; участие в выставке в городе Минске, Республика Беларусь, в рамках Дней культуры Республики Ингушетия; участие в выставке в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия «День открытых дверей», приуроченной ко Дню города Карабулака;
2018 год – персональная выставка Эсет Хамхоевой в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия.
Работы Эсет Мустафаевны являются уникальными образцами декоративно-прикладного искусства. Это сюжеты грациозных птиц, образы красивых коней в тиши лесов и озер и другие. В ее копилке были нити «мулине» самых разных изготовителей. Они оживали в ее руках, превращаясь в картины. Эсет Мустафаевна и сегодня хранит пяльцы, которые были ее верными спутниками на пути реализации творческих замыслов.
Вышивка крестом — это очень интересное и увлекательное занятие. Многие вышивальщицы и так знают, как вышивать большие картины и получают от этого огромное удовольствие, но некоторые вышивают годами и только-только собираются вышить большую картину и думают, а каковы особенности этого процесса, какие ждут сложности при вышивке больших картин и хватит ли у них сил, времени и таланта, для того чтобы вышить большую картину… А некоторые начинающие вышивальщицы сразу хватаются за огромную работу и потом встречаются с некоторыми сложностями. Одни из них благополучно справляются со всеми сложностями, а другие забрасывают эту работу и оставляют вообще вышивку крестом, решая, что вышивка — это не их занятие и стоит поискать какое-то иное. На самом деле просто стоит морально и физически подготовиться к некоторым особенностям вышивки больших картин, и тогда вышивка будет приносить радость и удовольствие, уверена Эсет Мустафаевна.

Следующее отличие вышивки большой картины — это количество оттенков. Чаще всего в больших картинах количество цветов довольно большое и надо быть готовым к этому. Казалось бы, а как к этому подготовиться? Разве с этим что-то можно сделать?
— Когда много цветов, глаза разбегаются, все смешивается и путается перед глазами, и частенько запутываясь, приходится потом распускать и переделывать. Но вполне можно без этого обойтись, — делится своим опытом Эсет Хамхоева. — Мне в этом помогает карандаш для рисования по канве. Разрисовав канву квадратами, так же, как на схеме, я получаю ориентир и меньше путаюсь.
Особое место в творчестве Эсет Мустафаевны занимают работы, вышитые гладью. Целая серия работ «Птицы» не оставит равнодушным никого. Это маленькие по формату, но заключающие в себе композиционную целостность, ясность и глубину сюжета, а также кропотливую проработку каждой, даже самой мельчайшей детали, вышивки с почти филигранной точностью, напоминающей традиционное китайское искусство вышивания по шелку.
Живописная вышивка Эсет Мустафаевны завораживает своим цветовым многообразием, чистотой и непосредственностью. Чего стоят ее вышитые крестом работы, такие как «Роза», «Букет», «Скрипка» и другие произведения, выполненные с ювелирной тщательностью, радующие глаз зрителя и погружающие его в особый сказочный микромир.
Увлекательна по своему замыслу работа «Сумерки», символизирующая в образе пяти лошадей силу, красоту и сплоченность пятерых братьев Эсет Мустафаевны, которым она ее посвятила.

А.Измайлов,
заведующий передвижными выставками
Государственного музея изобразительных искусств
Республики Ингушетия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *