За что пострадал Мурадели

К 110-летию со дня рождения

Личность советского композитора Вано Ильича Мурадели интересовала меня с самых юношеских лет, когда узнал, что было в его творчестве нечто связанное с ингушами и за это он сильно пострадал при жизни Сталина. Но в те годы докопаться до истины было невозможно из-за отсутствия подробной информации. Даже в университете преподаватели говорили об этом вскользь и бегло.

24 марта исполняется 110 лет со дня рождения В. Мурадели и захотелось, наконец, узнать, за что же «отец народов» наказал композитора. Сейчас информации об этом много и я открыл для себя много нового об этом незаурядном человеке. Спешу поделиться этим с читателями газеты.
Судя по имени и фамилии, я всегда считал этого человека грузином по национальности. Оказалось, что ошибался. Родился он 24.03.1908 года в городе Гори (Грузия) в армянской семье, носившей фамилию Мурадовы (Мурадян). Биографы композитора пишут, что в молодости он был ревностным сталинитом. То ли по этой причине, то ли еще почему-то он изменил свои фамилию и имя на грузинский лад и самоидентифицировал себя как грузина. Добавим к этому, что сам Мурадели писал в воспоминаниях, что в пятилетнем возрасте говорил только по-грузински. Неудивительно, что когда в зрелом возрасте Вано Ильич жил в Москве, современники воспринимали его как грузина.
Первоначальное музыкальное образование В. Мурадели получил в музыкальном техникуме в Тбилиси (1925-26 гг.), в 1931 году окончил Тбилисскую консерваторию и до 1934 года работал в театрах Тбилиси. В 1935-1938 гг. учился в Московской консерватории им. П.И. Чайковского. После этого начинается московский этап трудовой деятельности и творчества Вано Ильича.
Всесоюзную огласку имя Мурадели получило после выхода в свет Постановления ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 года «Об опере «Великая дружба». В этом документе он, а также композиторы С. Прокофьев,
Д. Шостакович и ряд других были причислены к формалистам. Опера В. Мурадели, премьера которой состоялась в 1947 году, была названа «порочным, антихудожественным произведением». И далее утверждалось: «Исторически фальшивой и искусственной является фабула оперы, претендующая на изображение борьбы за установление советской власти и дружбы народов на Северном Кавказе в 1918-1920 гг. Из оперы создается неверное представление, будто такие кавказские народы, как грузины и осетины, находились во вражде с русским народом, что является исторически фальшивым, так как помехой для установления дружбы народов в тот период на Северном Кавказе являлись ингуши и чеченцы».
В чем же конкретно провинился композитор, где и как согрешил против истины?
В центре событий в 1919 году, изображенных в опере, был посланец Ленина безымянный Комиссар. Его другом и соратником изображен ингуш Муртаз. Враги, стремясь разжечь межнациональную вражду, уговаривают его убить Комиссара, но безуспешно. Больше того, в решающий момент Муртаз спасает Комиссара от вражеской пули, заслонив его своим телом.
Для всех, посвященных в события тех лет на Кавказе, было понятно, что безымянный Комиссар это Серго Орджоникидзе, который нашел в ингушском народе надежную опору в борьбе за установление советской власти на Юге России. Так что, исторически в опере все было верно, только время и обстоятельства к моменту премьеры оперы изменились – С. Орджоникидзе в 1937 году застрелился, а ингуши и чеченцы в 1944 году были поголовно депортированы в Казахстан и Среднюю Азию.
Вано Мурадели, в 1948 году возглавлявший Музыкальный фонд СССР при Союзе композиторов (СК) СССР и состоявший членом правления СК СССР, был лишен всех постов и привилегий и находился в опале до 1958 года, пока не вышло новое Постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца». Этот партийный документ, как всегда, носил двоякий характер. С одной стороны утверждалось, что постановление 1948 года «в целом сыграло положительную роль в развитии советского музыкального искусства». С другой стороны подчеркивалось, что «оценки творчества отдельных композиторов, данные в этом постановлении, в ряде случаев были бездоказательными. В опере
В. Мурадели «Великая дружба» имелись недостатки, которые заслуживали деловой критики, однако, они не давали оснований объявлять оперу примером формализма в музыке… В постановлении, вопреки историческим фактам, было допущено, в связи с критикой оперы Мурадели, искусственное противопоставление одних народов Северного Кавказа другим. Некоторые неверные оценки в указанном постановлении отражали субъективный подход к отдельным произведениям искусства и творчества со стороны И. В. Сталина». После этого Вано Ильич был восстановлен на всех постах.
С оперой В. Мурадели с помощью двух партийных документов, кажется, мы разобрались. Остается непонятным, как и почему он пошел именно на такой показ событий 1919 года. Не знать, что ингуши в депортации и упоминание о них в положительном плане чревато неприятностями он не мог. Непонятно также, как это пропустила цензура. Возможно, ответы на эти вопросы есть в воспоминаниях В. Мурадели. Надо посмотреть.
Несмотря на опалу, связанную с оперой «Великая дружба», В.И. Мурадели получил от советской власти немало регалий. В 1948 году он стал заслуженным деятелем искусств РСФСР, в 1957 году – Народным артистом РСФСР, в 1968 году – Народным артистом СССР. Дважды – в 1946 году и 1951 годах – удостаивался Сталинских премий.
Умер Вано Ильич Мурадели в 1970 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

А. ИНСАРОВ

№ 42-43 (11978-979), шоатта, 24 март, 2018 шу, суббота, 24 марта 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *