«Ингушский ковер» Райшат Ахильговой

Мастера и ремесленники Ингушетии

Традиции ингушского национального ковроделия возрождает мастер декоративно-прикладного искусства Райшат Мухарбековна Ахильгова. Ингушский ковер истинг на основе полевого и научного материала благодаря ее таланту и трудолюбию получает новую жизнь и современный облик. Ремёсла, уходящие в глубину веков, всё чаще манят нас своей творческой составляющей. К ним относятся ткацкое и гончарное ремесло, изготовление войлоков. Издревле истинг имел особое место и особую функцию в ингушской бытовой культуре, но Райшат Мухарбековна придала ему и иное значение, сделав предметом декора.

Ахильгова Райшат Мухарбековна родилась 7 августа 1967 года в г. Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР. Окончила курсы швейного дела в городе Орджоникидзе. Навыки швейного мастерства способствовали в дальнейшем увлечению Райшат Мухарбековны техникой изготовления ручного войлока. Член Союза художников Республики Ингушетии Райшат Мухарбековна создает традиционные ингушские ковры – истинги — из крашенного и натурального войлока, тем самым возрождая утраченные традиции этого сложного ремесла. С 1987 по 1992 гг. работала мастером по пошиву верхней женской одежды в производственном кооперативе «Алана» в г. Владикавказе. Параллельно начала изучать орнаментальное искусство ингушей. В коллекции Райшат Мухарбековны насчитывается более двадцати истингов различной формы, фактуры и цвета. Среди них ковры с родовыми орнаментами, воссозданными по старинным семейным фотографиям.
На заре человеческой цивилизации люди стали использовать в быту шерсть диких, а затем и одомашненных животных. Человек научился валять шерсть, делать войлок. Войлок – это вообще первый на земле текстиль. Постепенно войлок вошел в жизнь и быт многих народов, особенно на Кавказе. Из войлока стали делать многие утилитарные вещи, необходимые в быту. Войлок был свидетельством того, что в доме есть уют, который создают женщины. Из войлока готовили орнаментированные ковры — истинги, молельные коврики и другие изделия. Орнаменты на
войлоках несли в себе символическую информацию, было своеобразным языком общения. При помощи ковров люди друг друга ставили в известность о каких-либо событиях. Если ковер с симметричным орнаментом получали от гонца люди в соседних аулах, то это означало счастье, благополучие. Когда происходили какие-то стихийные бедствия, орнамент, как правило, наносился в асимметричном виде. Дома ингушей украшали войлоки самых разных цветов и тонов, подобранные мастерицами со вкусом и знанием дела. Истинги не использовали просто как предмет обихода, не стлали на пол, на полу использовали одноцветные войлочные ковры. Истинги вешали на стены, так как они носили обрядовый характер. С давних времен у ингушей войлок из овечьей шерсти широко использовался в быту. Из крашеного войлока делали ковры, которыми украшали жилища. Процесс этот был весьма трудоемким. Шерсть промывали, сушили, расчесывали, а потом валяли вручную. Из готового войлока вырезался орнамент, а затем вырезанные части окрашивали. Колорит войлочного ковра зависел от места его изготовления и от растений, из которых готовились красители. Например, из листьев ореха получали зеленый цвет, а синий и фиолетовый – из насекомых. После того, как окрашенные части высохнут, их подгоняли и сшивали ровными и частыми стежками, а затем обрамляли плотным белым хлопчатобумажным шнуром. Кто-то красил разрыхлённую шерсть, кто-то предпочитал везти готовые войлоки к мастерицам, которые славились мастерством крашения войлоков. Одной из таких известных мастериц и является Райшат Мухарбековна. Истинг окантовывали орнаментной каймой, придавали форму правильного четырехугольника, несколько дней сушили и разравнивали. Ковры из валяной шерсти непременно включали в приданое невесты, изготавливали в подарок родственникам мужа, при рождении ребенка. Особым спросом пользовались ингушские истинги. Раньше почти все женщины занимались валянием войлока, ингушские ковры ручной работы были практически в каждом доме, но потом это ремесло стало терять свою актуальность. Сейчас в Республике Ингушетия всего несколько мастериц владеют этой технологией. По словам Райшат Мухарбековны на изготовление ковра размером 180х130 сантиметров у нее уходит около двух месяцев (это если работать по пять часов в день). Работы Райшат Мухарбековны регулярно становятся частью выставочных экспозиций в Ингушетии и за ее пределами.
В экспозициях Райшат Мухарбековна представляет более 20 истингов различной цветовой гаммы и исполнения узоров, созданные по старинным технологиям и мотивам традиционных ингушских орнаментов.
Райшат Мухарбековна работает на дому, сама изготавливает и реализует истинги. Каждый истинг однозначно вызывает уважение и восхищение. Без преувеличения можно сказать, что Райшат Мухарбековна занята делом национального значения, она – хранитель бесценного наследия древних ингушей. Именно благодаря таким людям и есть надежда, что эта красота, как и уникальная ингушская культура, никогда не исчезнет.
— Чтобы познать секреты изготовления войлока, нужно внимательно изучать изделия из войлока, сделанные в старину, общаться с теми, кто помнит это ремесло, — рассказывает Райшат Мухарбековна. — Шерсть сортировали по качеству и цвету. Лучшей считалась шерсть со спины овцы. Она бывала чистой и длинной. Бывало так, что войлок валяли в немытом состоянии, и в нем сохранялся свой жиропот. Жиропот являлся хорошим условием для качественного валяния. Но при этом шерсть сушили под прямыми лучами солнца в течение нескольких дней, чтобы немного растопить жир. Затем, очищая от пыли и грязи, взбивали ее прутьями и разрыхляли. Для такой работы собирались женщины на трудовую взаимопомощь. Готовую к валянию шерсть раскладывали в одном направлении, сохраняя одинаковую толщину. Основой могла быть циновка или простой материал. Затем, брызгая ее теплым кислым молоком, закручивали в рулон и раскатывали. Укатывали шерсть руками от кистей до локтя, придавливая и закручивая рулон с шерстью. Процесс длился до тех пор, пока не был укатан весь
войлок. Войлок обычно делали в виде полотнищ, которые имеют различную толщину.
Райшат Мухарбековна участница многих коллективных и персональных выставок, в том числе выездных:
2012 г. — «Кавказское многообразие», г. Пятигорск;
2013 г. — форум в Машуке, выставка «Ингушское подворье», г. Пятигорск; участие в выставке национального костюма и декоративно-прикладного искусства «Сохраняем народные традиции» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак;
2014 г. — «Кавказские игры», г.Грозный;
2015 г. — персональная выставка «Связь времен» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г.Карабулак; Дни Ингушетии в Москве, выставка декоративно-прикладного искусства; персональная выставка «Ингушские войлочные ковры Райшат Ахильговой», г.Тбилиси, Грузия.

А.Измайлов, заведующий передвижными выставками Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия

№ 55 (11991), ера, 12 апрель, 2018 шу, четверг, 12 апрел

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *