Будут ли ингуши через 25 лет?

На ежегодной итоговой пресс-конференции в декабре 2017 года президент России В. Путин сказал: «У нас огромное разнообразие национальных языков, это наша гордость и наше богатство… Я хочу подчеркнуть … мы ничего не будем навязывать в этой сфере. Это вредно и опасно для единства Российской Федерации, потому что любой народ должен выбрать сам такую форму сосуществования с другими народами России, которую он считает наиболее приемлемой и оптимальной. Никаких государственных планов по укрупнению и слиянию нет и быть не может. Во всяком случае, пока я президент, этого не будет».

Глава государства высказался ясно и четко обозначил ориентиры в области государственной национальной политики. Однако, находятся чиновники, которые не слышали эти слова или делают вид, что не слышали. Иначе, чем объяснить, что в Государственной Думе «гуляет» законопроект, несущий реальную угрозу национальным языкам. А они и без того под угрозой, ведь известно, что языки народов Северного Кавказа, наряду со многими другими, объявлены ЮНЕСКО исчезающими (вымирающими).
ЮНЕСКО предлагает классификацию групп риска, которая отражает три состояния языковой ситуации, когда родной язык расценивается как находящийся:
– под угрозой исчезновения»: не изучается детьми как родной язык;
– «в серьезной опасности»: используется старшими поколениями. Понятен поколению родителей, но не используется при общении с детьми между собой;
– «на грани исчезновения»: носителями языка являются только представители старшего поколения, старики.
На мой взгляд, все три критерия являются в разной степени, но актуальными для Ингушетии. При этом, лингвисты говорят, что в течение ближайших 25-50 лет национальные языки Северного Кавказа вообще перестанут существовать. На этом фоне предлагаемый в одиозном законопроекте принцип добровольности изучения или не изучения родных языков ведет к ускоренному вымиранию этих языков. Могут сказать, что это правильный путь, если дети и их родители патриоты своего языка, то они будут за изучение родного языка. А если не патриоты? А если, обеспокоенным поиском куска хлеба, им вообще не до этой проблемы? И вообще, с каких это пор наполнение школьной программы стало зависеть от желаний или не желаний родителей и их детей! Не забудем, что в критических ситуациях человек нередко избирает пути наименьшего сопротивления. Так будет и в этом случае ради достижения высоких баллов в аттестате.
Почему авторы этого вредного во всех отношениях законопроекта игнорируют слова и мнение главы государства, базовые принципы Конституции РФ? Ведь национальные республики в РФ – это государственные образования, имеющие право на самоопределение внутри России, в том числе и в вопросах изучения родного языка. Предлагаемый к принятию Государственной Думой законопроект вызывает острое неприятие в национальных республиках РФ. Наиболее активно и консолидировано против него выступает Татарстан, на Северном Кавказе – Кабардино-Балкария. И там, и там делаются заявления, пишутся обращения … Делается ли нечто подобное в Ингушетии я, честно говоря, не знаю. По крайней мере, в публичном пространстве об этом ничего не слышно. Или я ошибаюсь?
Абу ГАДАБОРШЕВ

№ 72 (12008), шинара, 15 май, 2018 шу, вторник, 15 мая 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *