Горы помнят, но молчат

Уроженец Кабардино-Балкарии Ахмат Малкандуев привлек внимание нашей газеты созданием симфонического произведения, посвященного депортации ингушского и чеченского народов. Через коллег в Нальчике я нашла Ахмата в Саратове, где в настоящее время он оканчивает обучение в государственной консерватории имени Собинова по классу теории музыки и композиции. Естественно, первый вопрос, который напрашивается, – каким образом возникла идея написания музыкального произведения на столь неординарную тематику?

И в телефонном интервью корреспонденту «Сердало», и во вступительной речи на премьере своего сочинения «Горы помнят, но молчат», которая с успехом состоялась 19 декабря минувшего года в зале Саратовской государственной консерватории, молодой композитор ответил на этот вопрос кратко и емко:
– Я считаю своим долгом, во-первых, почтить память предков братских мне народов, во-вторых, призвать ныне живущих не отворачиваться от страшной правды, не забывать и извлекать правильные уроки.
Выступая перед преподавателями, студентами консерватории, студентами саратовских высших учебных заведений из числа ингушей и чеченцев, Ахмат Малкандуев обратился вкратце к истории, чтобы для несведущих немного прояснить ситуацию, прежде чем зазвучат звуки его музыки. (Запись премьеры можно посмотреть в интернете).
– Я твердо убежден, что самым дорогим в этом мире является жизнь. А в то время, о котором сегодня пойдет речь, жизнь не стоила ничего, люди погибали ни за что. Это события давно минувших лет, неправомерные действия людей, которые покинули этот мир. Мне, как представителю молодого поколения, завещано помнить это. Мы все должны знать и помнить. Потому что это — наша общая страна, а значит, у нас у всех, так или иначе, одна судьба.
23 февраля, в одночасье, в северные районы Казахстана и Киргизию было выслано свыше 450 тысяч человек. И это притом, что мужчины находились на фронтах Великой Отечественной войны, о чем свидетельствует множество фактов.
Я позволю себе остановиться лишь на тех, которые отпечатались в моей памяти глубже.
Осенью 1942 года, когда шла битва за Кавказ, в газете «Герои Родины» было опубликовано Обращение ко всем народам Кавказа, в котором, в частности, значилось: «Слушайте нас, своих стариков, свободолюбивые горцы! Поднимайтесь все как один, мужчины и женщины! Берите любое оружие. Бейте и уничтожайте врага, не знающего, что такое человеческая совесть».
И еще один факт. Ингушские и чеченские женщины добровольно сдавали кровь для воинов Красной армии. К концу 1943 года насчитывалось около шести тысяч активных доноров. Ими было сдано крови в объеме около двух тонн.
После вступительного слова Малкандуева вниманию аудитории была представлена документальная хроника с сурдопереводом, на которой седобородые ингуши со слезами рассказывали о тяготах выселения.
Каждому из нас с детства знакомы эти рассказы и до сих пор, достигнув солидного возраста, мы все также с болью, пронизывающей сердце до самых глубин, слушаем их и опускаем глаза под тяжестью слез и глухих рыданий стариков. Пытаясь вырвать слова сквозь рыдания, один из стариков говорил: «Не пожелать даже злейшему врагу того, что нам довелось вытерпеть. Не дай Аллах этого никому».
– Эти слова старика и его попытки справиться со сдерживаемым рыданием глубоко задели все струны моей души, – сказал мне по телефону молодой композитор.
Ахмат Малкандуев родился в Нальчике. Здесь окончил музыкальную школу по классу кавказской гармоники и колледж искусств. После чего поступил в Саратовскую государственную консерваторию, где стал осваивать навыки композитора. На втором курсе, в 2015 году, он написал произведение «История народа на устах», посвященное депортации карачаевцев и черкесов. И вот, в конце 2017 года в стенах консерватории состоялась еще одна премьера поэмы для кавказской гармоники и струнного оркестра под названием «Горы помнят, но молчат».
– Ахмат, поэма, которую вы посвятили выселению ингушей и чеченцев, относится к разряду учебно-экспериментальной или это самостоятельное, полноценное произведение?
– Это обычное настоящее произведение. В нем часть моей души. Я вынашивал его внутри себя долго и трепетно относился к его написанию. Собирал материал. Много читал о выселении ингушей и чеченцев. Несколько недель провел в центральной библиотеке Нальчика, когда ездил домой на каникулы. Там же появились некоторые наброски. Я привез их с собой сюда, в Саратов. И где-то за три месяца сочинение было оформлено. Потом пришлось долго искать оркестр, который бы его исполнил.
Ни для кого не секрет, что к музыке с такой тематикой отношение неоднозначное. Многие отказываются такое играть. Пытался сам создать оркестр из числа студентов. Но стоило музыкантам увидеть ноты, они попросту вставали и уходили из зала. К сожалению, среди нас достаточно людей, не желающих знать правды, что только добавляет скорби. В конечном итоге у меня не осталось другого выбора, как обратиться к тому же дирижеру, которая исполнила мое предыдущее произведение. Она посмотрела партитуру и согласилась. Она очень мне помогла, и я ей многим обязан. Зовут ее Татьяна Васильевна Быкова. Она является доцентом кафедры струнных инструментов. Несмотря на то, что сама по национальности русская, она с пониманием отнеслась к моему произведению. Более того, из всего созданного мною оно ей больше пришлось по душе. Но вот беда, после данной премьеры оркестр у нее забрали.
Следует отметить, что сыграть мою поэму – невероятно сложно. Не потому, что музыка сложная, а сама тематика требует иного подхода. Моя кафедра, мои педагоги ко мне относятся с пониманием. Меня никто не третировал, не чинил препятствий.
Помню, как-то лил сильный дождь. Я шел угнетенный после безуспешных попыток найти оркестр, который бы исполнил мою поэму. У меня уже готовы были опуститься руки. И в этот дождь я встретил ректора консерватории, идущего под зонтом. Я поделился с ним своими грустными мыслями. Он показал на здание консерватории и произнес: «В этом здании есть зал, в котором вы можете исполнить все, что вашей душе угодно». Это было как спасательный круг. Я вновь обрел силы, воспрял духом и после этого пошел с нотами, как сказал выше, к Татьяне Васильевне.
А вот некоторые мои товарищи после премьеры вообще перестали со мной общаться. Но я нисколько об этом не жалею, потому что считаю, что поступил правильно.
– Лично для вас как прошла премьера?
– Неплохо. Слушателей было много. После концерта ко мне подошла преподаватель консерватории Анжела Григорьевна Хачиян и рассказала, что долгие годы жила в Грозном и со слов матери знает о трагедии, постигшей чеченцев и ингушей, и что, услышав мою музыку, она словно бы вернулась в детство, когда внимала рассказам, как людей выгоняли из своих жилищ, как их лишили Родины, обрекая на суровую неизвестность.
– Вы свою поэму показывали в Ингушетии и Чеченской Республике?
– Не получилось. Я специально ездил до премьеры в обе республики, с большим трудом встретился с министром культуры РИ и заместителем министра культуры ЧР. Мне хотелось, чтобы мою музыку послушали те, кто в ответе за свой народ. Но на мои попытки никто не обратил внимания. И я вернулся в Саратов ни с чем.
– Как давно вы начали сочинять музыку и сколько у вас произведений на сегодняшний день?
– В музыке я лет 15. Произведения, сочиненные до поступления в консерваторию, не считаются. Поэтому можно сказать, что начал профессионально сочинять четыре года назад. А сколько сочинений на сегодняшний день имеется, не могу сказать, потому что я их не считал.
– У вас осталась защита диплома. После выпуска вернетесь в Нальчик или…?
– Вряд ли я вернусь домой. У меня нет уверенности, что мое творчество там получит должного внимания.
Ну как не обидно! Как будто в наших краях много композиторов, вокалистов уровня, скажем, Заура Тутова или просто порядочных людей, которые в молодые годы умеют и могут смотреть правде в глаза и открыто озвучивать свою позицию. Горы помнят, но молчат. Но мы, люди, можем и должны говорить открыто о своей памяти. К этому нас призывает, в свою очередь, член молодежного объединения Союза композиторов Российской Федерации Ахмат Малкандуев.

Мадина Кодзоева

№ 74-75 (12010-011), шоатта, 19 май, 2018 шу, суббота, 19 мая 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *