День недели в нашей истории

Третьему съезду народов Терека – 100 лет

Сто лет назад — 22-29 мая 1981 г. — в Грозном прошел III Съезд народов Терека.
В работе съезда приняло участие 555 делегатов, в том числе 80 чеченцев, 33 ингуша, 68 кабардинцев, 28 осетин и 13 балкарцев.
С основными докладами выступили председатель Народного Совета Терской республики Е. Богданов, председатель Совета Народных комиссаров Терской области Ной Буачидзе, комиссар земледелия Ю. Пашковский, военный комиссар Я. Бутырин, другие руководители наркоматов региона.
Съезд обсудил вопросы о земле, о политическом положении, создании вооруженных сил, восстановление промышленности и т.п.
Но основной темой работы съезда стал земельный вопрос и связанные с ним межнациональные отношения в крае. И положительное решение второй проблемы делегаты связывали с решением первого вопроса.
Председательствовал на съезде представитель осетинской делегации Симон Такоев, который во вступительном слове выразил основную идею форума: «Объединение трудовых народов было моей мечтой… Я призывал к объединению, ибо в обособлении народов, кроме зла и вреда, ничего не видел хорошего… Теперь в нашем крае не должно быть державности одного народа, а должна быть содержавность всех народов. Правда, в нас живет еще психологический пережиток старого — взаимное недоверие, но пережиток должен быть вырван с корнем».
Депутат от Ингушетии Эльдиев 23 мая высказал основную проблему, волновавшую ингушей: «Ингушский народ, пославший нас, требует, чтобы в первую очередь был поставлен земельный вопрос. Надо понять, что земельный вопрос здесь является альфой и омегой всех кровавых столкновений, какие в области и какие могут быть. Поэтому необходимо доклад комиссара земледелия поставить в первую очередь».
Об этом же говорил и чеченский революционер Асланбек Шерипов: «Я уполномочен чечено-ингушской фракцией заявить съезду о том отношении к земельному вопросу, которое существует среди тех, кто нас послал сюда… Вся политическая борьба в нашей области вертится вокруг земельного вопроса. На справедливое решение вопроса мы имеем право историческое, политическое и право революции».
Депутат от казачества Г. Фальчиков подтвердил обоснованность исторических прав чеченцев и ингушей на земли, занятые казаками в ходе чересполосицы 1850-1860 –х годов, но попросил выбрать другие, не ультимативные формы для решения этого вопроса. «Для того чтобы дать трудовому народу мир, мы пойдем на справедливые, определенные завоеваниями революции уступки в деле разрешения земельного вопроса. Но другие требования, где будет произвол, встретят должный и достойный отпор»,- заверил Г. Фальчиков.
Земельный вопрос на съезде встал и между кабардинской и карачаевской фракциями.
Съезд избрал Чрезвычайную комиссию во главе с А. Шериповым.
После долгих дебатов, споров и обсуждений III съезд принял резолюцию по земельному вопросу, выработанную созданной там же Чрезвычайной комиссии.
Согласованный документ отменял всякую собственность на землю, недра, леса и природные дары. Безземельные горные жители Ингушетии, Осетии, Чечни, Балкарии и иногородние наделялись таковой из запасного земельного фонда области. Сам земельный фонд формировался из земель, полученных казаками в ходе так называемой чересполосицы середины XIX века. Проведение земельной реформы считалось первой задачей Народного Совета и Совнаркома Терской области.
Комиссар земледелия Ю.Г. Пашковский подвел итоги спора: «Разрешение земельного вопроса на основах, провозглашенных великой революцией, — сказал он, — проводилось областным Комиссариатом земледелия прямолинейно и неуклонно. Комиссариат земледелия в своей работе никогда не считался с национальными притязаниями, никогда не вдавался в разбор исторических воспоминаний, которые обычно вносят путаницу в ясную постановку земельного вопроса. А эта постановка такова: все, для кого основой существования является земля, имеют равное право на землю. Комиссариат земледелия руководствовался именно этими принципами и эти принципы привели народы нашего края если не в царство мира, то к преддверию мира».
Уничтожение чересполосицы решено было начать с переселения станиц Сунженская, Акиюртовская, Тарская, Фельмаршальская, на которых ранее были расположены ингушские аулы, соответственно: Ахки-юрт, Товзен-юрт, Ангушт и Галашки.
Таким образом ликвидировалась часть Сунженской линии, искусственно разрывавшей Ингушетию на две части.
Древние земли ингушей были возвращены их владельцам, казаки организованно переселены в район Пятигорска с обеспечением равных условий на новом месте, хотя в последние десятилетия приходится слышать измышления о том, что исполнение решения III съезда сопровождалось массовыми убийствами и грабежами. Говорить, что это не соответствует действительности, пока бесполезно…
Делегаты съезда осудили попытки сагитировать народы Северного Кавказа на сторону идей Горского правительства, находящегося в Константинополе и ведущего переговоры с турецким правительством по созданию «независимого Северо-Кавказского государства» на базе исламизма и под эгидой Турции.
Острые дебаты разгорелись и во время обсуждения вопроса о создании на Тереке частей Красной армии, необходимых для отражения внутренней и внешней агрессии. Правые эсеры, меньшевики и верхи казаков выступили против. Они предлагали отказаться от идеи Красной армии, формируемой по классовому признаку и восстановить прежние казачьи части и национальные конные полки.
Представитель казачье-крестьянской фракции, тот же
Г. Фальчиков, отверг самую возможность создания Красной армии и сказал при этом: «Мы нисколько не сомневаемся в том, что и чеченцы, и ингуши, и кабардинцы выставят несколько своих национальных полков на защиту свобод Терского края. И если нам удастся это сделать, то мы создадим непобедимую Терскую армию, которая может «всыпать» не только туркам, но и всем, кто вздумает вторгнуться в нашу область».
В итоге съезд поручил Народному Совету и Совнаркому Терской области принять самые решительные меры в «организации военных сил республики и ограждения границ Терской земли от натиска врагов-поработителей».
На съезде был переизбран Терский областной Народный Совет, в который вошли представители горских народов, казачества и иногородцев.

Якуб Патиев

№ 80 (12016), ера, 29 май, 2018 шу. Вторник, 29 мая 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *