СИМФОНИЯ БЕССМЕРТНОГО ИСКУССТВА

Свое 25-летие отметил Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия

Пространство, в котором живут шедевры, рожденные вдохновением и настоящим талантом наших современников и великих мастеров прошлого… Здесь о вечной красоте повествуют царственные музы, несущие сквозь века свой бессмертный свет… В этом пространстве мятущиеся творческие порывы, неуловимые, как дыхание легкого морского бриза, недостижимые, как сияние рассветных звезд и утренняя дымка над спящей еще долиной, обрели осязаемое совершенство. Тут властвует свежесть человеческих чувств, которая потаенно, но неудержимо льется отовсюду и подобно хрустальной чистоте горного воздуха наполняет сознание восторгом… Это Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия – пристанище музыки высоких сфер. Величественная симфония, звучащая в этих стенах, облачена в изящные формы творений, однажды и навсегда явленных миру…

В ПОСКАХ УТРАЧЕННОГО

ЭТА СИМФОНИЯ, симфония бессмертного искусства заслуживает того, чтобы каждый из нас хотя бы иногда не отказывался от соблазна оказаться в ее власти. Стоит порой отложить любые важные и не очень важные дела, которыми наполнена повседневная жизнь, и отправиться на встречу с искусством, прикоснуться к живому свету человеческого гения и попытаться постичь мысль, ставшую толчком для рождения того или иного творения. Ингушский музей ИЗО подарит прекрасную возможность испытать все эти чувства, и даже поможет пережить эмоции, наполняющие посетителей его куда более известных и знаменитых собратьев, разбросанных по свету. Искусство ведь не знает границ – ни пространственных, ни временных, — и в этом его сила. Его география – не страны и континенты, а души и сердца людей, объединенные стремлением к прекрасному.
Государственному музею изобразительных искусств Ингушетии, обязанному своим появлением долгожданному и выстраданному многими поколениями народа возрождению ингушской государственности, исполнилось четверть века. Точная дата его рождения – 27 мая 1993 года. Именно в этот день вышло постановление Совета Министров республики об открытии музея и передаче ему здания бывшего клуба «40 лет ВЛКСМ» города Карабулака.
25 лет назад первыми произведениями, нашедшими свое место под крышей новорожденного музея, стали работы признанных мастеров кисти М. Полонкоева, З. Эсмурзиева, Р. Мальцагова, Г. Янакова и Н. Храмова. Около четырех десятков картин, переданных в свое время из художественного фонда Чечено-Ингушетии и выставлявшихся доселе в картинной галерее Сунженского Дома культуры, положили начало музейному собранию, которое насчитывает к сегодняшнему дню более двух тысяч единиц хранения. Это основной фонд и научно-вспомогательный. Помимо произведений живописи, графики и скульптуры сегодня музей ИЗО владеет прекрасными коллекциями археологии, нумизматики, а также изделий и предметов декоративно-прикладного искусства, этнографии и быта.
— Так уж вышло, что свою собирательскую деятельность наш музей был вынужден начинать с чистого листа, — отмечает Любовь Тумгоева, директор Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия. – Одним из невосполнимых последствий сталинской депортации ингушского народа 1944 года и военных действий в Грозном 1994-1999 годов стало уничтожение значительной части культурного наследия ингушского народа. Этим трагическим обстоятельством была продиктована острая необходимость создания фонда работ ингушских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. При этом мы, конечно, не могли оставить без внимания творчество российских и зарубежных художников. Тут хорошим подспорьем стали экспонаты, переданные нам безвозмездно из музейно-выставочного центра РОСИЗО. Большей частью они представлены высокохудожественными произведениями отечественного изобразительного искусства советского периода.
Любовь Исаевна возглавляет коллектив музея последние пятнадцать лет. Ее предшественниками на этом посту были люди, также хорошо известные в республике. Это художник Багаудин Шарпудинович Сагов, Наталья Аббасовна Гагиева и художник Муса Яхьяевич Мартазанов. Каждый из них внес свой вклад в развитие музейного дела в Ингушетии.

УВЛЕЧЕННОСТЬ
И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

МОЙ ВИЗИТ в музей пришелся на теплый майский день. Тенистая карабулакская улочка, уютный музейный дворик, ухоженное крыльцо здания – шаг за шагом приближался момент, в предвкушении которого сюда приходят многие ценители прекрасного.
Меня встретила заместитель директора музея Ася Евлоева, которая и стала моим экскурсоводом по выставочным залам этого храма муз. Ася настолько увлеченно и профессионально рассказывала о живописных полотнах и предметах декоративно-прикладного творчества, перед которыми мы подолгу останавливались, что за каждым ее словом чувствовалась неподдельная любовь к делу, которому она служит.
Между тем, оказалось, что судьба свела ее с музейным делом, по сути, случайно. Асю пригласили сюда на работу в качестве научного сотрудника в 2002 году, и первые впечатления девушки от увиденного были, мягко говоря, далеко не самыми радужными.
— Музей в то время пребывал в удручающем состоянии, – вспоминает она. — Представьте себе аварийное здание с проваленной крышей, наглухо заколоченный большой зал, облюбованный голубями, экспозиционная площадь, ограниченная несколькими десятками квадратных метров… Одним словом, жуткая картина, казавшаяся тогда совершенно беспросветной… Но всё стало меняться с приходом нового директора – Любы Тумгоевой. Она, можно сказать, подняла музей из руин, потратив на это немало сил и энергии. В 2010 году нам удалось, наконец, завершить полную реконструкцию здания — собственно, все внутренние помещения пришлось возводить заново. Одновременно были переоборудованы и оснащены экспозиционные залы (их общая площадь теперь составляет 4800 кв. метров) и фондохранилище, приведена в образцовый порядок вся прилегающая территория. В январе 2010 года, едва только закончилась реконструкция, в стенах музея сразу же открылась крупная выставка живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства «Современное искусство. Modern Art»…
Пережив когда-то первые разочарования, Ася незаметно для себя увлеклась музейным делом. Сегодня она настоящий профессионал, за плечами которого и хороший опыт практической работы, и учеба на отделении музееведения Краснодарского института культуры и искусств. Она уже давно не мыслит себя в какой-то иной сфере, и всецело отдается работе.
— В штате нашего музея всего 37 человек, пятеро из которых работают в Джейрахском филиале – в доме-музее известного ингушского скульптора-монументалиста Руслана Мамилова, — говорит Ася Евлоева. – У каждого из нас есть, конечно, свои должностные инструкции. Но благодаря нашему замечательному руководителю Любе Тумгоевой, мы стали одной сплоченной командой, которая сообща берется за любое дело. В этом, наверное, главный секрет нашего успеха. Сегодня Государственный музей изобразительных искусств по праву считается крупнейшим культурным центром нашей республики, занимающимся собирательством, хранением, изучением и пропагандой лучших образцов современного изобразительного искусства Ингушетии.
В наших фондах широко представлено творчество известных ингушских художников А.Т. Хашагульгова, Д.О. Оздоева, Х.А. Акиева, М.М. Полонкоева, З.А. Эсмурзиева, Х-А. Имагожева, И.М. Аушева, Б.Х. Даурбекова, А.Х. Даурбековой,
М.Я. Мартазанова, А.К. Дакиева и других.
В собраниях музея находятся также работы целого ряда известных российских художников и мастеров декоративно-прикладного творчества – Д.А. Налбандяна, Н.Б. Никогосяна, Б. Мавлянова, Э.М. Белютина – одного из лидеров русского «неофициального искусства», организовавшего в 1962 году нашумевшую выставку авангардистов в Московском манеже, а также известных советских художников-графиков С.В. Миклашевича, Д.А. Надеждина, Л.И. Перевалова, С.В. Петрова, А.Н. Пискарева, Ю.Е. Ефремова, М.А. Асламазяна, Г.И. Свирина, Д.М. Утенкова, Ю.М. Атлантова, А.А. Харшака и многих других.
К сегодняшнему дню мы располагаем замечательными коллекциями национальных украшений, оружия и предметов этнографии и быта конца ХIX – начала XX вв. Настоящей жемчужиной нашего собрания является уникальная коллекция археологических памятников аланской культуры, найденных на территории Ингушетии. В ее составе — женские украшения из золота и предметы быта раннего средневековья.
В свое время нами были также приобретены коллекции современных национальных костюмов известного дизайнера одежды М.Б. Албогачиевой, коллекция кукол в национальных костюмах талантливого мастера З.А. Инаркиевой, коллекция ювелирных изделий мастера по художественной обработке металла Б.А. Дахкильгова, ряд работ малой скульптуры
Ю.М. Хамчиева, выполненных из дерева. Все это и многое другое представлено наряду, скажем, с хохломской росписью и керамикой Востока, демонстрирующей великолепный стиль известных мастеров Узбекистана и Таджикистана, на нашей экспозиции декоративно-прикладного искусства, постоянно действующей с 2013 года.

НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ КУЛЬТУР

МЫ ЖИВЕМ на благословенной земле Кавказа, которая издавна привлекает к себе внимание всего мира богатейшей духовной и материальной культурой разноязыких, но таких близких друг другу народов. И роднят нас не только древние традиции, уходящие своими корнями в глубокую старину, верность заветам предков, вековой уклад жизни или среда обитания, породившие, несомненно, уникальную кавказскую ментальность. В большинстве случаев у нас общая судьба, одна общая история взлетов и пережитых трагедий.
Во время экскурсии по музею я невольно воскликнул, выхватив взглядом в дальнем конце зала декоративно-прикладного искусства работу, безусловно, принадлежащую по почерку восхитительным мастерам древнего Карачая. Братские отношения ингушского и карачаевского народа давно прошли испытание временем, а мне земля Карачая близка и дорога еще и потому, что живут на ней мои давние друзья – люди открытые и искренние, красивые душой и своими поступками.
Работа, привлекшая мое внимание, представляла собой картину с изображением ингушских башен, выполненную на обработанной козьей шкуре. Своеобразный и легко узнаваемый — карачаевский — стиль таких работ заключается в том, что шкуры натянуты на раму, изготовленную из ветвей или корневищ дерева.
— Автор этой работы Лариса Чомаева, талантливый мастер из Карачаево-Черкесии, — подтвердила мои догадки Ася Евлоева. – Это ее подарок нашему музею. В конце января 2013 года Лариса Мурадиновна стала участницей проходившей у нас выставки «Магия творчества», которая познакомила жителей Ингушетии с мастерами декоративно-прикладного искусства КЧР. На этой выставке экспонировались также работы Мадины Чомаевой, Муслима Богачева, Зумат Батчаевой, Султана Салпагарова, Виталия Огузова, Марины Флоровой и Анзора Салпагарова. Помимо картин, войлочных ковров и других изделий, выполненных из войлока, современные мастера Карачаево-Черкесии представляли у нас национальные костюмы, графические работы и различные предметы обихода из кожи и дерева.
Картина оказалась не единственным подарком карачаевской мастерицы ингушскому музею изобразительных искусств. Ася Евлоева подвела меня и к ее ковру, который экспонируется в этом же зале, соседствуя с ковром ингушской художницы З. Илиевой, а также с горячим батиком С. Колеватых «Аварские женщины», великолепнейшим гобеленом
З. Еремеевой «Лед тронулся» и другими уникальными экспонатами, переданными музею из РОСИЗО.
Войлочный ковер Ларисы Чомаевой называется «Единство». Врезанный орнамент на нем представляет собой национальные орнаменты карачаево-балкарского, ингушского и чеченского народов. Впечатление усиливается присутствием на ковре текмета, ингушского солярного знака и чеченской символики.
К слову сказать, незадолго до визита в нашу республику гостей из Карачаево-Черкесии в музее проходила межрегиональная выставка живописи и декоративно-прикладного искусства «Кристалл искусства – лик земной», в экспозицию которой были включены более 150 работ известных мастеров Республики Ингушетия, Чеченской Республики и Северной Осетии.
— Национальные культуры Северного Кавказа бережно сохраняют свою самобытность, — говорит главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия Лейла Алмазова. – Тем не менее, наше близкое соседство создает специфические условия для взаимного обогащения культуры различных этносов и постоянного культурного обмена.
Известно, что традиционная культура Северного Кавказа формировалась и развивалась в условиях повседневного быта и была связана, прежде всего, с созданием материальных благ. Как следствие, свое эстетическое чувство и стремление к гармоничному самовыражению народы Северного Кавказа с давних времен реализовывали не в изобразительных, а в «условных» прикладных видах искусства. Таким образом, основным видом искусства народов Северного Кавказа на протяжении многих веков было декоративно-прикладное. Оно создавалось не в школах и академиях, а насущной потребностью и тысячелетней практикой.
Кавказские народы с древних времен создавали предметы обихода, отличавшиеся изяществом и красотой форм, богатством красок и мастерством художественного исполнения. Из самых простых материалов – дерева, камня, глины, шерсти, металла, стекла – рождались на свет истинные произведения декоративно-прикладного искусства, раскрывающие эстетическое представление мастера об окружающем мире.
В народном творчестве всегда находила свое отражение родная природа. К примеру, скромные, хорошо знакомые с детства цветы и травы, преображенные фантазией мастера, превращались в яркий и выразительный орнамент. Секреты мастерства передавались от отца к сыну, от матери к дочери. Но приступая к творчеству, настоящий мастер не только опирался на опыт предшественников, но и старался каждый раз найти собственное оригинальное решение, вкладывая душу и весь свой талант в новое произведение. Поэтому каждое произведение народного мастера хранит тепло его рук, вызывая к себе живой интерес и неослабевающее внимание.
В создании материальной культуры горцев были задействованы различные виды художественных ремесел, которые сохранились до наших дней. Это ковроткачество, вышивка, узорное вязание, выделка кожи и войлока, гончарное производство, художественная обработка металла, резьба по дереву и камню. Художественные произведения современных народных мастеров отличаются многообразием форм и богатством орнаментных композиций с ярко выраженными стилистическими и национальными чертами искусства горцев.
К сожалению, в последние десятилетия общественно-политическая и экономическая ситуация на Северном Кавказе способствовала росту социальной напряженности в отдельных республиках. Былые культурные связи между кавказскими народами, которые налаживались столетиями, были подвергнуты новым испытаниям. И все же вопреки всему наши народы, объединенные общими этническими, культурными, экономическими и, наконец, родственными связями, сохраняют и налаживают добрососедские отношения. Всем нам важно помнить, что политические приоритеты меняются, а узы, связывающие народы, никогда.

«АХ, ВЕРНИСАЖ! АХ, ВЕРНИСАЖ…»

— СРЕДИ главных приоритетов нашей работы, безусловно, всегда остаются экспозиционно-выставочная и культурно-просветительская деятельность, — рассказывает Ася Евлоева. – Персональные выставки художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, круглые столы, литературно-музыкальные и творческие вечера, презентации, различные творческие конкурсы и научные мероприятия – это повседневная насыщенная и полнокровная жизнь, которой живет музей.
Выставочная деятельность осуществляется нами не только в стенах музея. Мы активно осваиваем ведущие выставочные площадки не только Северного Кавказа, но и других регионов Российской Федерации. Успешно представляли наши выставочные проекты, знакомящие зрителя с современным изобразительным и декоративно-прикладным искусством Ингушетии, в Кремлевском дворце, в Государственной Думе РФ и в Совете Федерации. За последние годы наши передвижные выставки побывали в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья. Благодаря этому, искусство Ингушетии открывали для себя люди, живущие в Азербайджане и Казахстане, в Белоруссии и Латвии, в Бельгии, Турции и Катаре.
Одновременно с этим заметно оживилось и межмузейное сотрудничество. Межмузейные проекты, осуществляемые в рамках реализации майских указов президента России 2012 года, дают нам богатый опыт взаимодействия с ведущими музеями страны, которые содержат в своих запасниках огромное количество раритетов. Хорошие контакты налажены у нас, к примеру, с Дагестанским музеем изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой и Краснодарским краевым художественным музеем им. Ф. А. Коваленко, на выставочных площадках которых мы уже представляли свои выставки.
В мае прошлого года в нашем музее с успехом проходила выставка Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Нарын-Кала. В нынешнем году планируется наш ответный визит к коллегам из Дербента.
Буквально на днях желание приехать к нам с передвижной выставкой изобразительного искусства «В многообразии красок Кавказа» выразили наши коллеги из другого дагестанского музея — музея-заповедника – этнографического комплекса «Дагестанский аул». Мы готовы принять их во второй половине июня. Эта выставка обещает быть очень интересной и будет проходить у нас в течение трех недель. Думаю, что за это время с ней смогут познакомиться все желающие жители Ингушетии и гости республики.
Сотрудники Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия находят все новые и новые формы просветительской деятельности, создают специализированные культурно-образовательные программы для подрастающего поколения. Музейная педагогика успешно работает и для самых маленьких экскурсантов дошкольного возраста. Детсадовцам, часто приходящим в музей вместе со своими воспитателями, перво-наперво прививается элементарная культура поведения во время похода в храм муз. Экскурсоводы терпеливо отвечают на нескончаемые вопросы малышей, которые потом, придя домой, обязательно расскажут родителям, где они побывали и что увидели.
Популяризация творчества ингушских художников сопряжена с целым циклом интереснейших лекций по ингушскому этикету, традициям, обычаям, духовной и материальной культуре ингушского народа, рассчитанных на любой возраст. В зале декоративно-прикладного искусства открыт музейно-образовательный проект «Сакля горца ХIХ века». Здесь часто проводятся открытые уроки по школьной программе, в которую включены произведения классиков ингушской литературы. Это помогает ребятам ощутить дух минувшей эпохи, почувствовать свою причастность к продолжающейся сегодня истории своего народа, прикоснуться к истокам вековой народной культуры.
Музейная работа многогранна. Но сохранить прошлое для будущего можно, лишь поддерживая к нему интерес в настоящем, убеждены сотрудники ингушского музея ИЗО. И потому они ежедневно ведут серьезную научно-исследовательскую работу, работают над новыми экспозициями, готовят выставки, открывают новые таланты и принимают участие во всех всероссийских музейных акциях.
— В нынешнем году в Ингушетии в четвертый раз проходила «Ночь музеев», — говорит Ася Евлоева. – Она ярко продемонстрировала, что наш зритель уже имеет определенный эстетический вкус, может сам диктовать нам свои растущие запросы, выбирать, что хотел бы увидеть на наших экспозициях. Это не может не радовать нас, потому что таким и должен быть результат нашего труда…

Ахмет ГАЗДИЕВ

На снимках: заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия Ася Евлоева рассказывает о музейно-образовательном проекте «Сакля горца ХIХ века»;
картина Л.Чомаевой «Таргим» (козья шкура, можжевельник, пергамент, масло);
в выставочном зале декоративно-прикладного искусства

Фото автора

№ 87 (12023), ера, 7 июнь, 2018 шу. Четверг, 7 июня 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *