Слово о книге «Культура и быт народов Северного Кавказа»

В 60-70-е годы ушедшего века на местах и в Москве вышел целый ряд книг по истории и культуре народов Советского Союза. Это были и коллективные фундаментальные труды, и монографии крупных ученых союзного значения, и локальные исследования местной научной интеллигенции.

Особое значение имели труды, изданные главным научным издательством страны «Наука».
К их числу нужно отнести выпущенную в 1968 г. в названном издательстве коллективную работу «Культура и быт народов Северного Кавказа (1917-1967 гг.) под редакцией В.К. Гарданова».
Прежде чем сказать о книге, следует отметить, что Гарданов Валентин Константинович (Батpаз Амуpханович) (1908—1989) был крупным учёным-кавказоведом, доктором исторических наук,
в 1961-1985 гг. возглавлял сектор этнографии народов Кавказа, был организатором многих крупных проектов, воспитал целую плеяду исследователей-кавказоведов.
Отдавая неизбежную дань времени и требованиям партийного диктата, авторы пишут, что «Задача предлагаемой коллективной работы – показать процесс прогрессивного изменения культуры и быта народов Северного Кавказа за годы Советской власти в связи с социалистическими преобразованиями и созданием материально-технической базы коммунизма».
Собранный конкретный историко-этнографический материал освещает общие черты и закономерности социально-экономического, этнического и культурно-бытового развития таких народов Северного Кавказа, как чеченцы, ингуши, осетины, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы.
И это, как отмечают сами авторы, первый опыт исследования развития в советский период культуры и быта народов Северного Кавказа в целом.
Среди авторов исследования такие видные ученые, как сам научный редактор книги В.К. Гарданов, крупные кавказоведы Н.Г. Волкова, В.П. Кобычев, Е.Н. Студенецкая, Я.С. Смирнова, Л.И. Лавров, Т.Ф. Аристова, А.Г. Трофимова.
Предметом исследования В.К. Гарданова являются социально-экономические преобразования региона. Автор отталкивается от тезиса об идущих издревле многосторонних связях народов Северного Кавказа между собой и общих путях социально-культурного развития. По мнению ученого именно сходные естественно-географические условия способствовали выработке у народов Северного Кавказа общих черт в хозяйстве и быту, в материальной и духовной культуре, в нравах и обычаях.
Приводя многочисленные статистические данные, оперируя фактами и документами, автор шаг за шагом исследует те самые общие черты и особенности народов Северного Кавказа, в том числе, разумеется, и ингушей. В первой части статьи приводятся данные по Ингушетии, а во второй части по Чечено-Ингушетии, что и естественно в условиях развития народа в отдельной автономии и совместной.
Идущая следом статья
Н. Волковой посвящена основным демографическим процессам, протекающим в регионе. Широкую известность Н. Волковой (1931-1997) принесли ее работы «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973» и « Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX в. М., 1974». Плотность населения, этнический состав автономий Северного Кавказа, численность самих народов в целом по стране и регионе, динамика численности, показатели естественного движения и другие данные по названной теме не просто даются для сведения, а исследуется их причинно-следственная связь. Правда, сейчас бы автор указал и другую причину явления в среде депортированных народов, но тогда писать об этом было запрещено. Знающий ситуацию читатель может сам домыслить. Поэтому каждый догадается, почему у таких народов, как ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы численность населения 1959 г. резко отличается в сторону уменьшения от показателей 1926 г. Это при том, как некоторые сталинисты иногда утверждают, что наши народы сослали в годы войны, чтобы спасти от истребления оккупантами!? Странный вывод о «спасительной депортации напрашивается при виде этой таблицы, когда численность всех других народов, не «спасенных» сталинизмом, заметно увеличилась. Но это к слову.
Статья В.Н. Кобычева «Города, селения, жилище» рассказывает о типах поселения горских народов Северного Кавказа. На фоне того, что в последнее время мы любим отмечать и упоминать только о башнях в горной части Ингушетии, как будто у нашего народа иного жилья никогда не было, материал статьи дает ясно понять, что в разные исторические эпохи были разные дома и подворья. Статья богато иллюстрирована фотографиями и схемами.
Известный специалист по одежде горцев Северного Кавказа Е.Н. Студенецкая (1908-1988) дает подробное описание одежды этносов, издревле населяющих регион. Начиная, по выражению автора, от «основных частей мужской одежды – бешмета и особой формы штаны», соответствующей женской одежды лиц разного возраста, и кончая веяниями моды того или иного периода,
Е. Студенецкая позволяет увидеть процесс в динамике. Даны и фотографии мужчин, женщин, детей в характерной одежде разных времен, в том числе и ингушей из
с. Плиево, например.
Другой известный специалист семьи и семейного быта Я.С. Смирнова (1921-?) автор широко известной книги «Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (Вторая половина XIX — XX вв.) М., 1983. 263 с.) в своей статье охватывает период с начала ХХ века, определяя срок победы Советской власти в крае как начало перестройки семейного быта и подкрепляет свои выводы тщательно подобранным историческим материалом. Правда, другие разделы статьи обозначает, как изменения, связанные «с развернутым строительством социализма» и нахождением «семьи и семейного быта на путях строительства коммунизма». Но это опять-таки была дань политической моде.
Статьи А.Г. Аристова «Развитие народного просвещения», А.Г. Трофимова «Развитие литературы и искусства», Н.Г. Волковой и Л.И. Лаврова «Современные этнические процессы» также насыщены большим этнографическим материалом и представляют значительный интерес для каждого, кто хочет знать историю своего народа, своих предков не только по формальным датам, но и в деталях и красках.

Ч. Китабов

№ 92 (12028), ера, 21 июнь, 2018 шу. Четверг, 21 июня 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *