В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ

В газете «Сердало» (№ 30 от 27 февраля 2018 г.) мы рассказывали о только что вышедшей книге Хаджи-Мурата Хусейновича Хамхоева под лаконичным названием «2000 лет». В этом труде исследуется проблема антисемитизма, которая то обостряясь, то утихая, беспокоит человечество вот уже чуть более двух тысяч лет. Книга вызвала живейший интерес как у рядовых читателей, так и ученых, занимающихся этой проблемой. В этой публикации мы приводили выдержки из рецензий ученых и, в частности, профессора Санкт-Петербургского государственного университета Александра Большева.
Интерес А. Большева к книге Х-М. Хамхоева написанием рецензии не ограничился. Недавно он прислал автору «2000 лет» дополнительный отзыв о его труде и свои мысли по поводу животрепещущей проблемы. В свою очередь, и у Х-М. Хамхоева родились мысли, навеянные посланием от А. Большева.
Представляется, что этот обмен мнениями между этими весьма осведомленными людьми представляет интерес и для широкого круга читателей «Сердало». И здесь нельзя не согласиться с Х-М. Хамхоевым, который пишет: «Я уже давно пришел к выводу, что немусульмане и в своем большинстве мусульмане в незнании Корана друг другу не уступают». К последним, несомненно, относится и значительная часть ингушей. Я, в качестве эксперимента, спрашивал у многих своих родственников и знакомых: «Кто автор Торы, Евангелия и Корана?» Все они автором Корана уверенно называли Аллаха, а автора Торы или Евангелия назвать затруднялись. Между тем, автором всех трех Писаний является один и этот один – Аллах, о чем прямо говорится в Коране.
Многое о единстве всех трех мировых религий – иудаизма, христианства и ислама можно узнать и из книги Х-М. Хамхоева, и из переписки между ним и А. Большевым. Очень скоро книга «2000 лет» должна поступить в библиотеки нашей республики и в книжные магазины. А пока предлагаем читателям переписку между А. Большевым и Х-М. Хамхоевым.

Александр Большев:

Оригинальный взгляд на вечную тему (о книге Х. Хамхоева «2 000»).
Небольшая книга Хамхоева посвящена вопросу о природе антисемитизма. Излишне напоминать, что к этой проблеме бесчисленное множество раз обращались самые разные мыслители, и, казалось бы, все возможные варианты ответа на вопрос о причинах ненависти различных народов мира к сынам Израиля уже прозвучали. Лично я не сомневался, что ничего существенно нового добавить к уже сказанному по этому поводу невозможно. Однако, прочитав монографию
«2 000 лет», я понял, что ошибался. Эта работа содержит оригинальный взгляд на старую, как мир, проблему юдофобии. Оригинальна не только развернутая в книге концепция, но и избранная автором форма изложения. Перед нами как бы философский трактат в лицах: основу сюжетного повествования составляет история юридического процесса, состоявшегося в Малгобекском городском суде Чечено-Ингушетии в позднесоветские времена, по иску о причинах антисемитизма. Герои произведения – и председатель суда, и народные заседатели – далеко вышли за рамки своих скромных полномочий, они твердо решили, не останавливаясь на полпути, добраться до самой сути и вынесли безапелляционный вердикт по вопросу отнюдь не уголовно-правового, но универсально-исторического и бытийно-философского свойства – не случайно великий русский мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев назвал еврейство «осью мировой истории». Прежде всего автор книги констатирует, что отыскать какие бы то ни было рационально-логические основания юдофобии невозможно. Все попытки обосновать и аргументировать причины антисемитизма являют собой яркий пример того, что в психоанализе именуется «рационализацией»: именно к ее помощи люди чаще всего прибегают, стремясь дать логически и морально убедительное объяснение своим поступкам или чувствам в случаях, когда их подлинные мотивы не осознаются. Итак, антисемиты не ведают, что творят, поэтому не стоит всерьез воспринимать то, как они мотивируют собственные действия. Разумеется, посыл о том, что ненависть к евреям обнаруживает всецело религиозно-мистическую природу, далеко не нов. Можно ли попытаться приподнять завесу, за которой скрываются детали и нюансы этого таинственного феномена? Например, отечественный писатель Фридрих Горенштейн полагал, что, поскольку еврейство является наиболее близким к Богу народом, в юдофобии парадоксальным образом проявилась ненависть человека, несовершенного и порочного существа, к Господу.
Если дело обстоит так, то искоренения антисемитизма, увы, следует ожидать не раньше полного преодоления «человеческого, слишком человеческого». Автор книги «2000 лет» идет иным путем: он предлагает воспринимать безмотивную ненависть различных этносов к евреям как Божье наказание за некие грехи самих сынов Израиля. Что ж, идея, согласно которой Господь карает провинившиеся народы, используя гнев других народов в качестве инструмента возмездия, широко распространена (например, упомянутый мной В. Соловьев когда-то предсказывал, что Россию, погрязшую в пороках, постигнет кара в виде китайской военной экспансии). Сложность здесь состоит в том, что евреи свое наказание отбывают уж очень долго, и конца пока не видно (Х. Хамхоев, не без оснований, склонен полагать, что в современном мире антисемитизм, вопреки оптимистическим иллюзиям прогрессистов, никуда не исчез, но продолжает подспудное существование, всегда готовый вырваться наружу), вследствие чего встает вопрос о тех самых, настолько прогневавших Господа, грехах. Каковы они? Поддаются ли искуплению? Именно здесь в книге Хамхоева и начинается самое любопытное. Достаточно сказать, что ответы на вышеупомянутые роковые вопросы автор книги «2000» ищет и находит отнюдь не в Торе и не в Библии, а в Коране. Не стану вдаваться в подробности, которые читателю удобнее будет почерпнуть непосредственно из самого произведения. Замечу только, что одна из основных идей книги Хамхоева состоит в том, что представители немусульманского мира крайне редко обращаются к Корану, а зря: знакомство со священной исламской книгой принесло бы всем людям, вне зависимости от национальной принадлежности и религиозно-конфессиональных предпочтений, большую пользу и помогло бы разрешить очень многие проблемы. Как известно, одни книги сообщают мысли, а другие – заставляют мыслить. Книга Х. Хамхоева выполняет обе функции: знакомя читателя с интересными и оригинальными идеями, автор в то же время далек от авторитарного монологизма, он вовлекает нас в живой диалог, в напряженный процесс поиска истины. Думаю, что далеко не все примут точку зрения Х. Хамхоева на природу юдофобии, но уверен: даже самые непримиримые оппоненты прочтут книгу с интересом.

Х-М. Хамхоев:

«Прежде чем остановиться на этом отзыве, мне хочется ознакомить читателей со словами из его рецензии, написанной им на книгу «2000 лет». В ней Александр Большев пишет: «Небольшая книга Х-М. Х. Хамхоева посвящена вопросу о природе антисемитизма.
Излишне напоминать, что к этой проблеме бесчисленное множество раз обращались самые разные мыслители, и, казалось бы, все возможные варианты ответа на вопрос о причинах ненависти различных народов мира к сынам Израиля уже прозвучали. Лично я не сомневался, что ничего существено нового добавить к уже сказанному по этому поводу невозможно. Однако, прочитав монографию «2000 лет», я понял, что ошибался. Это работа содержит оригинальный взгляд на старую, как мир, проблему юдофобии». В нынешнем отзыве о содержании «2000 лет» А. Большев, к моей большой радости, озвучил мысли относительно Корана. Я уже давно пришел к выводу, что немусульмане и в своем большинстве мусульмане в незнании Корана друг другу не уступают. И сегодня А. Большев сказал такие добрые и нужные всем людям слова в отношении Писания, ниспосланного Всевышним в самом начале VII века нашей эры: «…Одна из основных идей книги Хамхоева состоит в том, что представители немусульмансого мира крайне редко обращаются к Корану, а зря: знакомство со священной исламской книгой принесло бы всем людям, вне зависимости от национальной принадлежности и религиозноконфессиональных предпочтений, большую пользу и помогло бы разрешить очень многие проблемы». Работая над книгой в течение долгого времени, мне хотелось сказать о Коране то же самое, но не успел, вернее, не смог. А немусульманин сказал, и как красиво сказал! Я позвонил своему товарищу Сергею Олеговичу – искренне верующему христианину — и прочитал ему два аята из Корана: «Он [Аллах] ниспослал тебе [Мухаммад] писание – [Коран]. Истину содержащей и подтверждающей то, что было [ниспослано] ранее; а прежде ниспослал Он Тору и Евангелие, — [и все эти писания] – как руководство для людей, чтобы отличали верующие [истину от лжи]». Коран (3:3-4) «Скажи [Мухаммад,]: О люди Писания! (иудеи и христиане), не будете стоять вы на основе прочной, коль скоро не последуете [за предписаниями] Торы и Евангелия, и того, что ниспослано вам от Господа вашего». Коран (5:68)
— И это написано в Коране? – спросил он.
— Да, написано.
— Не закрывай Книгу – я скоро буду.
Сергей Олегович, как и обещал, задержался ненадолго. Он медленно, вслух, два раза прочитал вышеозвученные аяты Писания. Сергей Олегович – директор книжного издательства, книг за свою жизнь перечитал немало, но с Кораном встретился впервые.
— А когда эта книга появилась на Земле?
— Около полутора тысячи лет назад.
— И до сих пор христиане не знакомы с её содержанием – почему?
— Должен вам сказать, Сергей Олегович, к сожалению, мусульмане тоже в значительной своей части не очень знакомы с содержанием этого Писания.
Директор издательства еще больше удивился, узнав, что пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, послан не только к арабам, но и ко всем народам Земли: «Воздвигли Мы тебя [, Мухаммад,] для всех людей без исключения благовестителем и увещевателем, но большинство людей не может постичь [этого]». Коран (34:28). Я прочитал Сергею Олеговичу еще несколько аятов, свидетельствующих, как говорит Александр Большев, о том, что знание содержания Корана народами Земли, к которым это Писание адресовано, принесло бы неоценимую пользу для жителей нашей планеты, сблизило бы народы между собой, привело бы их к взаимопониманию и дружбе. Скажите (о, муслимы): «Веруем в Аллаха и в то, что ниспослал Он нам, и в то, что ниспослано было Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и потомкам их, в то, что ниспослано было Мусе и Исе и другим пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся Ему». Коран. (2:136). Если вступаете вы в споры с людьми Писания (иудеями и христианами), то [приводите им доводы] только наилучшие («Только в вежливом тоне, избегая грубости, мягко, подавляя гнев и сдобряя грубые выражения советом…»). И не спорьте с нечестивцами. Говорите: «Уверовали мы в то, что ниспослано нам (т.е. в Коран) и в то, что ниспослано вам (т.е. в Тору и Евангелие). Бог наш и Бог ваш – один и тот же Бог Единый, и предаемся мы Ему». Коран (29:46).
Обращают на себя внимание слова, изложенные автором во второй рецензии в отношении книги «2000 лет». Вот эти слова: «Именно здесь в книге Хамхоева и начинается самое любопытное. Достаточно сказать, что ответы на вышеупомянутые роковые вопросы автор книги «2000 лет» ищет и находит отнюдь не в Торе и не в Библии, а в Коране. Возможно, что такое мнение сложилось у Александра Большева из-за того, что в Коране названы нарушения религиозного характера и наказание за них от Всевышнего в отношении Сынов Израиля, чего нет в Торе и Евангелии. Вместе с тем, за много веков до появления Корана, Тора предупредила иудеев: «…Если вы не будете неукоснительно соблюдать все слова этого учения (Торы), записанные в этой книге, не будете бояться этого славного и грозного Имени – Господа, вашего Бога, — то Господь обрушит небывалые несчастья на вас и на ваших потомков….Господь рассеет вас среди всех народов, от края и до края земли…». Евангелие обратится к иудеям устами Иисуса Христа…
«…Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахина, которого вы убили между Храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей…» Таким образом, в поисках причин антисемитизма в глобальном духовном мире, мы заметили, что три послания Аллаха: Тора, Евангелие и Коран, хотя и имеют большие временные сроки между своими появлениями на Земле, но плотно связаны между собой, что безусловно свидетельствуют о том, что Автор у этих трех посланий один – Аллах. Так, Тора говорит, что иудеи за нарушение религиозных законов будут рассеяны от края земли до края земли. Коран через более тысячи лет свидетельствует о том, что Всевышний рассеял иудеев по Земле среди разных народов. Евангелие устами пророка Иисуса, мир ему и благословение Аллаха, утверждает, что иудеи будут наказаны за избиение и убийство пророков. «Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей…» Через 600 лет Коран подтверждает слова Иисуса: «Прокляли Мы их за то, что убивали они пророков…» Коран (4:155). Не найдя в течение более двух веков в материальном мире – на Земле — причину антисемитизма, мы пришли в поисках её в мир духовный, где с соизволения Аллаха и с помощью его трех Посланий: Торы, Евангелии, Корана, нашли эту причину, в чем у нас нет ни тени сомнения. Когда сегодня причина антисемитизма известна, избавление от него всецело зависит от Сынов Израиля, что подтверждают аяты Святого Писания: «А если бы уверовали иудеи и были богобоязнены, простили бы Мы им прегрешения их и ввели бы в сады благодатные». Коран (5:65). «Если бы уверовали иудеи [в Пророка Мухаммада и Коран] и были благочестивыми, то вознаградил бы их Господь воздаянием лучшим [чем блага мирские] О, если бы знали они!» Коран (2:103). Уже полторы тысячи лет Всевышний надеется, что Сыны Израиля вернутся на путь Истины, по которому прошли их далекие предки: Ибрахим, Исмаил, Исхак, Яакуб, его двенадцать сыновей и многочисленные их близкие и дальние родственники, бывшие преданными и покорными Всевышнему Творцу, и о которых Он скажет: «О сыны Израиля! Помните о милости, которую оказал Я вам, а также о том, что возвысил Я вас над обителями миров». Коран (2:47). «О сыны Израиля! Вспомните благодеяние, дарованное Мной. Воистину возвысил Я вас над другими народами». Коран (2:122). Рассеяли Мы их по земле общинами [различными]. Встречаются среди Них и праведные, и неправедные. Подвергли Мы их испытанию и Добром, и Злом в надежде, что вернутся они [на путь Истины]». Коран (7:168).
Рецензии Александра Большева, как и рецензии других ученых на книгу «2000 лет», придали мне уверенность и оказали большую моральную поддержку не только в работе над этой книгой, но и в дальнейшей моей литературной деятельности.
Подготовил к печати
Абу Гадаборшев

№ 93-94 (12029-030), шоатта, 23 июнь, 2018 шу. Суббота, 23 июня 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *