А ведь все это было не так давно

Как же тяжело, какой же высокой ценой далась нам стабильность, о которой мы мечтали еще совсем недавно, сколько жизней – совсем молодых, не познавших простых человеческих радостей, пришлось заплатить за воцарение мира и спокойствия в нашей республике. Сколько слез было пролито матерями, женами и сестрами, чтобы выкорчевать из нашей земли занесенную извне чуму под названием терроризм и экстремизм. И нате вам: напряженность создает часть тех людей, кто по определению должен и обязан гасить её в самом зародыше… Наша религия призывает нас сдерживать зло и распространять добро, возвышать такие ценности, как мир, любовь и сострадание к другим. Не является полноценным служение Всевышнему, если человек не проявляет уважения к его творениям и не отказывается от таких грехов, как злословие, ложь, сплетни и клевета. Он должен остерегаться как огня ада того, что может привести к раздорам и конфликтам между людьми.

А что же мы видим сегодня?! К сожалению, небольшая часть духовных отцов занята обличением друг друга во лжи и неверии, навешиванием ярлыков и при этом растаскивают людей под свои «знамена», каждый считает, что его постулаты — истина в последней инстанции. Неужели они не понимают, какой вред наносят нашему обществу, разделяя людей. По правде говоря, они творят то, что за семь десятков лет не смогла сотворить власть Советов, даже в годы разгула атеизма. И это не все.
Появляются и опровергаются какие-то обращения в адрес властей с «криком о помощи», принимаются абсурдные «решения», затрагивающие основополагающие ценности государственного устройства, тем самым внося раскол в наше общество. А теперь вопрос: где здесь сохранилась духовность – корневая основа от слова «духовенство»? Ведь духовность — это качество человека, которое характеризует смысл его поведения, это его нравственная сущность. Чего мы добиваемся, каких целей? И стоят ли они удовлетворения гордыни и амбиций, которых уже никак не скрыть?
Куда же делась наша терпимость?
Как быстро мы все забываем, быть может, короткий экскурс в нашу не очень радужную историю вразумит многих из нас и заставит задуматься. Хотелось бы в это поверить.
Человеческая память коротка. История учит тому, что она ничему не учит. Старшие помнят отношение советской власти к религии, свежи еще воспоминания насильного загона религии в «гетто», о том, как стали рваться многовековые связи общества с ней. Чтобы иметь крепкую основу, стержневой корень, советской власти нужна была своя «религия». Но, чтобы ею обзавестись, для начала необходимо было уничтожить старую. И 23 января (5 февраля) 1918г. советское правительство приняло декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Кульминацией этой борьбы стал декрет ВЦИК от 1922 года «Об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» и начало массовых судебных процессов над духовенством. Тысячи священнослужителей подверглись террору и жестоким издевательствам, многие храмы были уничтожены или закрыты.
Ужесточение отношения ко всем религиозным организациям было закреплено в принятом в 1929 г. постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». Оно ставило религию под жёсткий контроль государства и практически не оставляло ей места в советском обществе. Большинство российских мусульман установление советской власти встретили с энтузиазмом, надеясь на улучшение своего положения при новом режиме. И в самом деле, в начале 1920-х гг. положение мусульман было весьма прочным. Продолжали работать мусульманские начальные школы. В ряде мест действовали шариатские суды, мечети были вправе владеть собственностью. Представители мусульманского духовенства могли даже состоять в большевистской партии. Это продолжалось до середины 1920-х гг., когда Советское государство изменило своё отношение к исламу. Мусульманская религиозная жизнь стала подавляться. В 1920-1930-е гг. были закрыты многие мечети.
Лишь только в годы Великой Отечественной войны вожди Советской власти вспомнили о конфессиях, понимая, какая патриотическая сила в них заложена. Видя патриотические устремления в религии, имея сведения о возросшей религиозности населения и стремясь использовать религию для поднятия морального духа народа в борьбе с фашизмом, они пошли ей навстречу и официально признали ее. Так, российским мусульманам было разрешено открыть мечети, закрытые в 1920-1930-е гг.
Однако, в период правления Никиты Хрущёва государственная политика по отношению к религиозным организациям вновь ужесточилась. Определённое потепление в отношениях государства и религии сменилось новым наступлением на религию. Во время антирелигиозной кампании начала 1960-х гг. были опять закрыты многие из открытых в годы войны церквей, мечетей и синагог. Этот период продлился до конца 80-х годов прошлого века, когда никто никому уже не мешал: можно было верить хоть в черта.
Подводя итог советского периода, следует отметить, что на протяжении его большей части религию стремились вытеснить не только из общественной сферы, но и из частной жизни. Религии не отводилось места в социалистическом обществе, она рассматривалась как чуждая идеология и вредный пережиток. Однако решение этой задачи провалилось, поскольку религиозная практика оставалась частью культурной традиции.
А ведь все это было не так давно…
Сегодня, когда есть самые благоприятные условия для духового роста отдельной личности и всего народа, надо всячески избегать поспешных заявлений, чрезмерных эмоций, беречь единство народа, стабильность нормального развития общества, республики, государства.

К. Шолхинский

№122 (12058), ера, 16 август, 2018 шу / Четверг, 16 августа 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *