Слово о книге

А. Гольдштейн Башни в горах

Вышедшая в 1977г. в Москве книга Аркадия Гольдштейна «Башни в горах» сразу после издания вызвала споры в среде интеллигенции, историков, краеведов. Кто-то соглашался, кто-то возмущался. Не было равнодушных.

В то время Аркадий Федорович Гольдштейн был кандидатом архитектуры, работал в Центральном НИИ теории и истории архитектуры, что говорит о том, что в теме автор не случайный человек и не любитель, коих сейчас много.
За два года до названного издания А.Гольдштейн выпустил книгу «Средневековое зодчество Чечено-Ингушетии и Северной Осетии», которая также имела успех у читателя и исследователей.
В книге «Башни в горах» пять глав. Дагестану посвящены, что естественно, целых три главы: «Там, где царство Сарир», «На земле хазар» и «У границ Кавказской Албании», рассказывающие соответственно о памятниках старины Западного, Восточного и Южного Дагестана.
Четвертая глава книги А. Гольдштейна «В стране вайнахов» рассказывает о памятниках архитектуры тогдашней Чечено-Ингушетии. На 64 страницах, иллюстрированных рисунками и черно-белыми фотоснимками.
Начав с общей характеристики двух родственных народов, территории их расселения, других статистических и иных данных, автор ведет подробный рассказ о памятниках средневековой архитектуры нашего края. Разумеется, историческая часть повествования об ингушах написана в духе того времени, требований тогдашней идеологии о давлении царской администрации и предельном внимании со стороны советской власти.
Если рассказ А. Гольдштейна о происхождении народа и вызывает возражения своей тенденциозностью и надуманностью, то современность (на время написания книги) отличается правдивостью и восхищением. «Их (горских народов — автор) умению соблюдать этикет во многом можем поучиться даже мы, представители городской цивилизации», — свидетельствует автор.
От чеченцев, которые, почему-то у автора, «в расовом отношении ближе к жителям Аварии, чем к Ингушетии», историк архитектуры переходит к памятникам культуры собственно Ингушетии.
Башенное зодчество Ингушетии рассматривается в сравнении с чеченской, дагестанской, осетинской, подчеркивая оригинальность ингушского. Хамхи, Цори, Харпе, Дошхакле, Эгикал, Барха, многие другие башенные комплексы описаны подробно и профессионально. Не мог автор обойти вниманием и такие памятники, как храм Тхаба-Ерды, Вовнушки и другие.
Мы соглашаемся и с такой характеристикой автора, что «… замок Ваунашки (так называет автор Вовнушки — автор) – одно из самых живописных сооружений Чечено-Ингушетии. Дорога к этому месту сама по себе доставляет эстетическое наслаждение».
Исследовав и описав памятники старины, автор предрекает, что отреставрировав памятники: «Горная Чечено-Ингушетия, с ее впечатляющей природой и обилием памятников старины, могла бы стать районом массового туризма и отдыха».
«Поразительны оригинальность архитектуры и необычайно высокое мастерство средневековых строителей в этом глухом горном краю, почти не имевшем общения с внешним миром. Особенного искусства достигли ингушские зодчие», — пишет А. Гольдштейн.
На нескольких страницах отразил автор и современное ему жилище ингушей и чеченцев.
Последняя глава книги «Потомки алан» ведет рассказ об осетинах и памятниках их культуры и зодчества. Тезисы о происхождении народа и современном автору состоянии столицы, одежде его жителей и вызвало волну возмущения в г. Орджоникидзе.
Но в целом книга А. Гольдштейна дала хорошую характеристику памятникам архитектуры Дагестана, Ингушетии, Северной Осетии и Чечни.

Ч. Китабов

№147 (12083), ера, 4 октябрь, 2018 шу/Четверг, 4 октября 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *