«Не наводите на себя страх…»

Во все времена взаимопомощь между людьми одобрялась и отождествлялась с человечностью. В отличие от животного, которое следует за своими страстями и беспокоится лишь за свое семейство, в человеке Всевышним заложены доброта и отзывчивость. И наша религия призывает нас не терять эти качества. Но, в последнее время личность мусульманина и человечность подвергается большим испытаниям со стороны просящих, для которых слово «дай» стало настолько привычным, что произносят его без всякого зазрения совести. Одни трудятся, зарабатывают, готовы помочь нуждающемуся. Другие же более склонны пожинать плоды чужого труда.

В этой сложившейся ситуации жалко не столько испытуемых, сколько испытывающих. Ведь тот, кто дает, в крайнем случае может сказать свое «нет». А человек, привыкший просить, встретив отказ у одного, пойдет к другому, третьему за займом. Даже в банке возьмет кредит, не думая о том, сможет ли он вернуть эти деньги. Берут часто без особой важности, следуя за модой, чтобы получить желаемое здесь и сейчас. «Нах санна хал безам боаг1 саъ». И это, самое страшное, потихоньку превращается в болезнь. Болезнь — занимать и не возвращать — становится одним из недугов общества. Не отдавая в срок, мы теряем доверие к себе. Это может привести к ситуации, равносильной катастрофе в нашем народе – потере взаимодоверия.
Понятно, что в наше время как никогда уровни дохода и материального благополучия могут разниться в разы. Кто-то может позволить себе купить айфон и иномарку без проблем, а другой только простой «фонарик» и жигули с трудом. У одних по сто, а то и по сотне тысяч дохода, а у других — по десять-пятнадцать. Но, поверьте, это не говорит о том, что мы должны постоянно ходить с протянутой рукой. Долги унижают человека. Нужно благодарить Создателя за все, что есть, развиваться и трудиться с упованием на Властелина миров, не отчаиваться, двигаться вперед шаг за шагом. Ведь к этому призывает нас наша релегия. А для мусульман, коих в республике около ста процентов, религия – это образ жизни. Обратимся к ней и узнаем, каково положение одалживающего и берущего по Священному Корану и сунне. Что мы должны знать о долге?

Давать ли в долг?

Итак, давать деньги или что-либо из имущества – это практика Пророка (с.а.с.) Пророк сам брал в долг. «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) купил еды у одного иудея в долг, оставив при этом у него железную кольчугу в качестве залога» («Фатхуль-Бари», 5/53). Как видно из хадиса, сам Пророк (мир ему и благословение) брал в долг и при этом оставлял залог, и это наиболее мудрый вариант сделки: должнику не нужно скрываться от займодателя в случае невозможности выплаты долга, займодателю не нужно нести риск возможного убытка, заемщик и займодатель не таят обиды друг на друга и не ссорятся, в итоге непогашенные долги не становятся тяжким грузом для родственников в случае смерти заемщика.
Более того, процедуре, порядку одалживания посвящён самый длинный аят самой длинной суры Священного Корана. Вместе с тем нужно знать, что в различных ситуациях это может быть не только сунной, что желательно, но и ваджибом — близким к обязательному, макрухом — нежелательным, харамом – запретным. Человек, готовый одолжить, должен выяснить, на какие цели просят деньги. Давать в долг — сунна, если человек действительно нуждается в помощи; ваджиб – если нужно спасти жизнь, например, на операцию; макрух, если потратить попусту, на забавы, на покупку ненужного; харам – если дать заемщику, чтобы пойти в казино, потратить на выпивку или на что-нибудь другое запретное.
Вознаграждение же давшему в долг больше, чем давшему милостыню, поскольку давший в долг мотивирует должника зарабатывать деньги для возврата долга и тем самым расти, а давший безвозвратно стимулирует одариваемого (кроме действительно неспособных зарабатывать себе на жизнь) на лень и надежду на других, а не на себя и на собственный труд. В хадисах говорится: «Я увидел в ночь вознесения (исра и миърадж) как на вратах Рая было написано «Садака поднимается на десять ступеней, а долг – на восемнадцать». Это означает, что награда за милостыню приумножится в 10 раз, а награда за предоставление долга в 18 раз; «Одолжить мусульманину два раза — равносильно дать деньги один раз насовсем».

Положение берущего взаймы

Однажды Абу Катада (да будет доволен им Аллах) поведал историю, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отказался читать джаназа – намаз покойному, который при жизни не успел оплатить свой долг. И лишь после того, как Абу Катада (да будет доволен им Аллах) взял обязательство выплаты долга покойного на себя, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) согласился прочесть ему джаназа-намаз. Долг является индивидуальной ответственностью каждого человека, простить который может лишь кредитор, то есть человек, который дал в долг. В противном случае даже в день Страшного суда Всевышний не простит долг одного раба перед другим. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам: «Клянусь Аллахом, если человек будет убит на пути Аллаха, а затем оживёт, потом снова будет убит на пути Аллаха, а затем оживёт, потом снова будет убит на пути Аллаха, но при этом за ним будет числиться долг, то и тогда он не войдёт в Рай, пока не вернёт свой долг. Душа сына Адама (да будет доволен им Аллах) остаётся прикреплённой к своему долгу до тех пор, пока он не будет возвращён» (Ахмад ат-Тирмизи). Таким образом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерег своих последователей, что какими бы ни были деяния раба, невыплаченный долг может помешать войти ему в Рай.
Праведник Лукман аль-Хаким говорил: «Чем находиться под грузом долга, я лучше буду носить тяжелые камни». «Остерегайтесь долга! Долг – это причина для печали и горя по ночам и унижений в дневное время» (аль-Байхаки). «Однажды сподвижники сидели вместе с Пророком (мир ему и благословение) и он поднял голову в небо, затем приложил ладони ко лбу и сказал: «Субханаллах, какая же тяжесть ниспослана». И сподвижники сказали: «Мы испугались». И на следующее утро спросили, и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Тем, в чьей власти моя душа, если бы человека убили на пути Аллаха, а потом он воскрес, затем опять сражался бы, его убили и опять воскресили бы, затем бы он вновь погиб на пути Аллаха, имея долг, то он не вошел бы в Рай, пока не уплатил свой долг» (хадис передали имамы Ахмад, ан-Насаи и Хаким).
Поэтому Пророк (мир ему и благословение) в достоверном хадисе, который приводится в сборнике «аль-Муснад» имама Ахмада ибн Ханбаля, передается со слов `Укбы ибн `Амира, что он слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не наводите на себя страх, если вы пребываете в безопасности». Сподвижники спросили его: «Как это, о, посланник Аллаха!?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Я имею в виду долг».
Поэтому мы должны брать в долг только в крайнем случае и отдавать в срок или при первой же возможности, ведь жизни нить может оборваться в любую минуту. А чтобы была возможность, нужно хорошенько постараться!
Дай Аллах нам всем взаимопонимания, взаимодоверия, самостоятельности и благополучия в обоих мирах.

Х. Эгиев

№148 (12088), шоатта, 6 октябрь, 2018 шу/Суббота, 6 октября 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *