95 лет КРУ Минфина России

Государственный контроль в России, как отдельное, независимое установление в составе государственного управления, получил начало со времени издания Высочайшего Манифеста 28 января 1811 г. Но фактически учреждения с функциями государственного контроля появились значительно раньше.

Первые исторические сведения о таких учреждениях относятся ко второй половине XVII века. В 1654 г. учреждается Счетный Приказ для проверки раздачи полкового жалования во время войны, и для этой цели ему доставляются приходно-расходные книги за 1653-1663 гг.; на него же возлагается задача обревизовать Большую Казну за 50 лет. Затем, в известной мере, может быть признана контрольным учреждением так называемая Ближняя Канцелярия, учрежденная Петром Великим в 1699 г.
В первой четверти XVIII в. наводится порядок в учете государственных ресурсов, начинают складываться определенные приемы ревизии отчетности.
Необходимо особо отметить образование по Указу Петра I в 1711 г. Сената – органа высшего управления, перед которыми были поставлены задачи проверки всех расходов государства, выявление и ликвидация ненужных.
В 1775 г. были созданы казенные палаты, и счета стали ревизоваться через них. Сначала эти функции возложили на губернских казначеев, а потом при казенных палатах были созданы особые экспедиции для освидетельствования государственных счетов. Для повышения эффективности их работы постепенно проводились усиление штата, упрощение и сокращение приемов ревизии. В это время также получил распространение местный контроль.
История государственного контроля со стороны отдельного самостоятельного ведомства началась с 28 января 1811 г., когда было образовано Главное управление ревизии государственных отчетов. Главный контролер обладал правами и обязанностями наравне с другими министерствами. Главное управление ревизии государственных отчетов состояло из двух департаментов: по гражданской и военной части.
В советское время государственный контроль стал прерогативой Наркомата, а позднее Министерства финансов страны. В декабре 1917 г. был создан Народный комиссариат государственного контроля, получивший право финансовых ревизий. В составе Народного комиссариата финансов СССР в октябре 1923 г. образовано Финансово-контрольное управление, которое позднее было преобразовано в Финансово-бюджетную инспекцию, закончившую свою деятельность в 1937 г.
В мае 1938 г. Совнарком СССР утвердил Положение о Контрольно-ревизионном управлении Народного комиссариата финансов СССР. Тогда была заложена организационная и правовая база деятельности КРУ Наркомфина СССР (позднее – Минфина СССР) и его органов на местах. Данная структура на десятилетия стала единственным независимым надведомственным органом государственного финансового контроля. Было установлено, что главным приемом ревизии следует считать проверку документов, характеризующих состояние финансового хозяйства предприятия и деятельность руководителей, ответственность за финансовую работу. Тогда же был введен порядок оформления результатов ревизии актом, скрепленным подписями ревизора, руководителя и бухгалтера проверяемого предприятия.
После распада СССР КРУ осталось единственным государственным учреждением в России, обладавшим опытом организации и проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждений, предприятий и организаций, имевшим многолетнюю практику обеспечения законности расходования и сохранности государственных средств.
В феврале 2016 года произошло важное для системы государственного финансового контроля событие. В соответствии с Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41 была упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а ее полномочия в части государственного финансово-бюджетного контроля переданы Федеральному казначейству. В условиях сокращения ревизионного аппарата, связанного с этой реорганизацией, перед Казначейством России встала задача не просто освоить новые полномочия, но и выйти на некую синергию, т.е. на приобретение нового качества в процессе реализации данной функции.
При формировании штата УФК по Республике Ингушетия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере его основу составили профессиональные кадровые ресурсы, которые ранее работали в Управлении Росфиннадзора по Республике Ингушетия. Необходимо отдать должное, что это была заслуга Евлоева Зялимхана Султанхамидовича, который в этот период возглавлял Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия. Это позволило сохранить исторически складывающийся институт развития традиций, наставничества, передачи профессионального опыта.
Кадровый вопрос в сфере финансового контроля всегда был и остается ключевым. Идеальному владению профессий ревизора не научат ни в одном высшем учебном заведении страны. Это объяснимо: одной теоретической подготовки для осуществления контрольной деятельности недостаточно. Длительность адаптационного периода вновь принятых на работу ревизоров настолько велика, что долго не позволяет поручать им самостоятельное проведение контрольных мероприятий. Профессия ревизора – больше искусство, нежели ремесло. Сотрудник становится грамотным контролером постепенно, накапливая знания и опыт. Развитая логика, внимание к мелочам, умение добывать и анализировать информацию, кфонцентрировать усилия и, применяя соответствующие методы контроля, выявлять и доказывать правонарушение – вот необходимые профессионалу качества. Кроме того, ревизор должен быть целеустремлен, активен, стрессоустойчив, уметь быстро адаптироваться к изменениям профессиональной среды, применять новаторский подход в решении поставленных задач, работать в условиях многозадачности. Зачастую ревизора на объекте пытаются запутать, всячески препятствуют его работе, ревизор же при этом должен быть сдержан, тактичен и уравновешен. Психологическая нагрузка колоссальна.
УФК по Республике Ингушетия обеспечено информационное взаимодействие с другими органами, осуществляющими государственный финансовый контроль, в том числе с правоохранительными органами. Были заключены соглашения о сотрудничестве и взаимодействии УФК по Республике Ингушетия с Управлением ФСБ по Республике Ингушетия, Прокуратурой Республики Ингушетия, Следственным управлением Следственного комитета РФ по Республике Ингушетия, Счетной палатой Республики Ингушетия, и другими государственными органами.
Одним из факторов повышения эффективности контрольно-надзорной работы является использование информационных ресурсов Федерального казначейства, в частности данных, которые содержатся в программном продукте, которые условно можно использовать по нескольким направлениям:
— осуществление предпроверочного анализа;
— проверка достоверности данных, представленных объекта контроля;
— формирование комплекта документов по делу об административном правонарушении.
Сосредоточение функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в УФК по Республике Ингушетия позволило объединить опыт контрольно-ревизионной работы специалистов упраздненного Управления Росфиннадзора по Республике Ингушетия и опыт работы специалистов УФК по Республике Ингушетия в целях достижения наибольшего эффекта от проведенных проверок.
Осуществление предпроверочного анализа является важным этапом контрольного мероприятия, поскольку дает возможность ревизору сформировать картину движения денежных средств, связанных с темой проверки, запросить у объекта контроля конкретные документы для установления вероятных нарушений еще до того, как он «зашел» на объект. В первую очередь, для достижения указанных целей полезно использовать данные бюджетной (бухгалтерской) отчетности, которая представляется в Федеральное казначейство в электронном виде и загружается в программу Федерального казначейства, начиная с отчетности за 2011 год.
При этом отчетность поступает из четырех источников: отчетность территориальных органов Федерального казначейства (в части отчетности, формируемой на основании кассового метода) и отчетность главных распорядителей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов РФ (в части отчетности, формируемой как на основе кассового метода, так и на основе метода начисления). Таким образом, перед выходом на проверку возможно получить полную информацию о расходах объекта контроля, своевременности доведения лимитов бюджетных обязательств до подведомственных получателей бюджетных средств, соблюдении субъектами РФ уровня софинансирования субсидий, предоставленных из федерального бюджета, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, объеме незавершенного строительства и иной информации, которая содержится в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Другим важным источником данных для осуществления предпроверочного анализа является информация о состоянии лицевого счета. Так, например, изучение показателей лицевого счета получателя средств федерального бюджета позволяет определить, принимал ли указанный получатель бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов, своевременно ли он предоставлял сведения о принятых обязательствах в Федеральное казначейство, а также провести анализ движения денежных средств в разрезе платежных документов.
Кроме этого по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере также изменились подходы к планированию контрольных мероприятий, проводимых в рамках последующего контроля. По результатам анализа материалов проверок и ревизий, проведенных за последние три года, были сформированы перечни показателей, характеризующие потенциальные объекты контроля, необходимые для оценки степени рисков совершения бюджетных нарушений.
Процедуры планирования согласно правилам его осуществления имеет циклический характер и привязаны к календарному году. По итогам планирования, которая представляет собой документ, в котором на весь календарный год расписываются все операции, выполняемые в течение календарного года в рамках бюджетных процедур.
Залогом успешного взаимодействия с проверяемыми учреждениями и организациями во многом является нацеленность системы контроля не на выявление нарушений и наказание виновных, а на предотвращение и профилактику нарушений. Должностные лица объектов контроля, как правило, адекватно воспринимают информацию о нарушениях и недостатках в актах проверок и ревизий, оценивая замечания как действенную помощь в налаживании эффективной работы и более точной настройки механизмов планирования и достижения поставленных целей.
Органы государственного контроля Министерства финансов РФ в этом году отмечают 95 лет.
Отмечая столь солидную дату, работники ведомства не забывают о тех, кто посвятил службе в контрольно-ревизионных органах не один год своей жизни. В первую очередь с теплом и благодарностью вспоминают руководителей ведомства:
Газдиева Баматгирея Хусеновича, Чапанова Юсупа Юнусовича, Мальсагова Бекхана Хасановича, Добриева Магомет-Сали Заудиновича.
Коллектив управления под их руководством из года в год добивался высоких показателей в работе.
Вспоминают здесь и о других ветеранах службы, которые вложили немало сил в развитие ведомства. Среди них Мальсагов Макшарип, Ажигов Аслан, Теркакиев Абдул-Салам, Оздоев Муса, Алиев Ахмет, Теркакиев Ахмет, Чапанов Магомед, Илиев Асхап, Картоев Яхья, Дударов Магомед, Осканова Марем, Яндиева Фирдос, Дзаурова Мадина.
Сегодня на службе у ревизора должны быть новые технологии по сбору и анализу материалов. Ревизор должен работать оперативно, тратить минимум времени на оформление результатов проверок. При этом очень важно соблюсти разумный баланс между развитием таких направлений, как регламентация деятельности, унификация подходов к осуществлению проверок и наличием возможности применять нестандартные, авторские для каждой проверки способы, виды и методы действий на объекте.
Но как бы ни развивались технологии, повышение эффективности государственного финансового контроля может обусловить только формирование и совершенствование профессионального кадрового состава – привлечение и удержание в системе объективных, порядочных и по-своему абсолютно уникальных специалистов.

Б.М. Мальсагов,
заместитель руководителя УФК по Республике Ингушетия

№149 (12085), шинара, 9 октябрь, 2018 шу / Вторник, 9 октября 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *