Суннитской мечети — 110 лет

110 лет назад, 14 октября 1908 г., в г.Владикавказе торжественно была открыта первая мусульманская мечеть города, построенная на средства бакинского нефтепромышленника Муртуза Мухтарова (1855-1920) и названная впоследствии Суннитской мечетью.
Впервые вопрос о необходимости построить во Владикавказе мечеть встал в феврале 1863 года, когда мусульмане – военные столицы Терского края — обратились к командиру Кавказского линейного батальона №9 с просьбой разрешить им построить мечеть и выбрать из своей среды муллу.
Обратившиеся сперва получили отказ ввиду отсутствия средств на ее постройку. Но в мае 1864 года мулла 20-й пехотной дивизии и мулла Тенгинского пехотного полка Долматдин Нацехов подал прошение на имя Начальника Терской области Лорис-Меликова на строительство мечети и на имя муфтия Закавказского края с просьбой поддержать его просьбу.
Через два года прошение было подано уже на имя Его Императорского Высочества, Наместника Кавказского и Великого князя Михаила Николаевича с одновременной просьбой выделить финансовые средства. По косвенным данным известно, что разрешение было получено, но с условием, что финансы найдут сами просители.
Последнее обстоятельство и заморозило идею на многие годы. Только в апреле 1900 года «уполномоченные от общества магометан-суннитов, жительствующие в городе Владикавказе», попросили разрешения на строительство мечети на левом берегу Терека на собственные средства мусульман-суннитов.
Надо отметить, что основным застрельщиком всего начального процесса была татарская диаспора г. Владикавказа. Именно поэтому в августе 1900 года Владикавказская Духовная консистория сообщила в Терское Областное правление, что «на построение в г. Владикавказе магометанами-кумыками и казанскими татарами мечети препятствий не имеется». Отсюда и то, что в некоторых публикациях этот храм называют суннитской татарской мечетью.
Но еще в 1894 году «Терские ведомости» сообщали: «Мусульмане города ходатайствовали перед Начальником Терской области о разрешении производить сбор на постройку мечети среди всего магометанского населения области. Таким образом, в постройке мечети примут участие не только казанские татары, но и все мусульмане Терской области».
Был предложен проект русского архитектора, поляка по происхождению Иосифа Гаспаровича Плошко. Высота минаретов достигала 33 метра. Попечителем строительства мечети стал Владикавказский приходский мулла С. Радимкулов (Рахимкулов).
Собранных денег явно не хватало, поэтому к 1902 году были возведены только оба минарета и купол мечети. Первоначальный проект И. Плошко из-за недостатка средств оказался во многом урезанным за счет дворовых построек. Это после того, как многие татарские семьи продавали свое имущество и закладывали дома. В позолоте нуждались месяцы на минаретах и изречения из Корана на стенах.
И тогда делегация татар из шести человек выехала в Баку на переговоры с нефтепромышленником М. Мухтаровым, который пообещал оплатить незавершенные проектные работы. Правда, вслед делегации М. Мухтаров во Владикавказ прислал дополнительные условия, в числе которых было и его пожелание дать мечети имя своей жены «христианки» Лизы Тугановой, дочери осетинского генерала Асланбека Туганова и Паша-ханум Дударовой.
Сославшись на законы шариата, татары не приняли эти условия и отказали Мухтарову в сотрудничестве.
После этого представитель татарской общины был выведен из оргкомитета, и ингуши Владикавказа продолжили переговоры с М. Мухтаровым. Ингуши приняли условия мецената и получили согласие на финансирование мечети.
Основной материал, который использовался в строительстве — это белый известняк, доставленный прямо из-под Баку.
Таким образом, на средства М. Мухтарова и была построена Суннитская мечеть и названа в честь его жены.
Мечеть была оформлена в стиле каирских мечетей Х-XII вв. и напоминает знаменитую Аль-Азхар. Как памятник культуры XIX-XX вв. включена в каталог ЮНЕСКО. Обозначение ее как суннитская связано с тем, что в городе была и шиитская мечеть. В последней, что расположена на правом берегу Терека у Кировского моста во Владикавказе, в советское время располагался планетарий. Автор этих строк в школьные годы не раз ходил в этот планетарий.
Здание бывшей шиитской мечети сейчас также проходит реставрацию с целью восстановить былой планетарий. Обращение татарской и других общин Владикавказа восстановить в здании шиитскую мечеть не нашло отклика у столичных властей.
По различным оценкам, строительство Суннитской мечети обошлось в 80 тыс. рублей, более 50 тыс. из которых внес Мухтаров. Есть мнение о том, что Мухтаров взял на себя большую часть расходов. Газета «Каспий», например, сообщала, что «14 октября 1908 года в первый день Орудж-Байрама во Владикавказе состоялось открытие и освящение вновь отстроенной мечети на левом берегу Терека. Молебствие совершал Ахунд, приехавший со строителем мечети бакинским нефтепромышленником Муртуза Мухтаровым». То есть он практически считался единоличным строителем мечети.
Об этом говорит и еще один документ — приговор уполномоченных от суннитского мечетского прихода г. Владикавказа генерал-лейтенанта Инала Кусова и полковника Идриса Шанаева от 20 июня 1909 года. Он постановил: «…выразить строителю мечети в г. Владикавказе бакинскому купцу Муртаза-ага Мухтарову от имени всех мусульман Владикавказа искреннюю благодарность, назвать мечеть «Джума-мечеть Мухтарова» и увековечить его память надписью на мраморной доске в мечети». Позднее доска была передана в краеведческий музей.
Газета «Терские ведомости» заблаговременно сообщала, что «в скором времени мусульманская мечеть, что против городского ночлежного дома, будет освящена. К этому дню из Баку приглашается строитель, основатель этой мечети нефтепромышленник Мухтаров, и другие почетные лица».
Известно, что ингушская община Реданта, что под Владикавказом, устроила в честь Мухтарова торжественный банкет и даже посвятила ему оду!
Открытие и освящение мечети, в присутствии более тысячи мусульман, было приурочено к первому дню праздника Орудж-Байрама.
Есть сведения, что строительством мечети руководил сын генерала Б. Базоркина Ибрагим Бонухоевич Базоркин (1878-1948), связанный родственными узами с Муртузом Мухтаровым. Ибрагим Базоркин закончил Московское высшее техническое училище, был инженером, одно время работал в Баку. В 20-х годах при большевиках работал наркомом путей сообщения Горской АССР.
Мечеть имела более 300 художественных надписей, большинство из которых сделаны из чистого золота.
Мечеть действовала до 1933 года. В 1934 году в ходе антирелигиозной кампании большевиков городской совет принял решение уничтожить суннитскую мечеть. Командир 25-й татарской роты 84-го кавалерийского полка Я. И. Беткенев отдал приказ своим подчинённым с оружием в руках встать на охрану мечети. Это и отпугнуло представителей Горсовета. Позднее здесь располагались и антирелигиозный музей, и Дом культуры, и Рабочий клуб. В мечети почти двадцать лет располагался филиал Северо-Осетинского музея краеведения.
Постановлением Совета министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (прил. 1) здание мечети было взято под государственную охрану. В 1967-1969 гг. здесь были проведены небольшие реставрационные работы.
5 февраля 1996 года охраняемый государством памятник архитектуры был передан в пользование Духовному управлению мусульман Северной Осетии.
В январе того же года у стены мечети сдетонировало взрывное устройство. Капитальные стены и башня оказались в глубоких трещинах, в стене образовалась крупная пробоина (1,5 м на 2 м.)
Неоднозначную реакцию горожан вызвало и начатое за Суннитской мечетью строительство 12-этажного дома, в результате которого уничтожается узнаваемый вид величественного храма на фоне панорамы Главного Кавказского хребта
В августе 2016 г. в мечети вновь начались реставрационные работы. По проекту реставрации по федеральной целевой программе «Культура России» на мечеть выделили 13 миллионов рублей. Северная Осетия внесла 2 млн. рублей.
Суннитская мечеть сегодня является визитной карточкой Владикавказа, завораживающим шедевром восточной архитектуры.
Суннитскую мечеть сегодня посещают для молитв мусульмане Владикавказа и окрестных населенных пунктов, в том числе и ингуши. Недавно они вместе с другими мусульманами города провели здесь праздник Курбан-Байрам.

В статье использованы материалы книги Кануковой З.В. «Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и современное состояние». Владикавказ, 2009.

Якуб Патиев

№152 (12088), шоатта, 13 октябрь, 2018 шу / Суббота, 13 октября 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *