Телефонное общение: польза и вред

Наши деды и прадеды в молодости прекрасно обходились без мобильной связи и им можно позавидовать. Гарцевали себе джигиты на конях у родника, где собирались девушки, и было в этом что-то лихое, благородное, возвышенное.

До нас дошел народный танец – в нем ревность и любовь, битва и примирение, когда девушка бросает платок между противниками. Немного обидно, конечно, что современная лезгинка никак не впишется в репертуар наших ансамблей народного танца — танцевальные телодвижения отдельных джигитов такие, что авторы «марсианских плясок» отдыхают. Ну да ладно, речь не об этом. Начнем с того, что имамы населенных пунктов вынуждены на пятничных молитвах говорить о смартфонах. Они справедливо видят в этом мало чего хорошего, особенно когда хранительница очага – женщина – уделяет меньше внимания детям, чем виртуальному миру (современным технологиям).
Анекдот о том, что у нас главная сватья теперь Nokia, всем известен, а увлечение детей и взрослых дополнительными электронными приспособлениями (гаджетами) переходит, кажется, в болезнь. Если еще 20-30 лет назад телефонная связь ассоциировалась с телефонным аппаратом, от которого тянется провод в бесконечность, нынче это огромная совокупность технологий: традиционная телефонная связь, мобильная связь, спутниковая, IP-телефония и многие другие варианты. По различным данным, мобильный телефон есть у 90% жителей мира, и у – 160% жителей России. Получается – по два, три, а то и четыре на отдельных лиц. Ингушетия в этом плане, однозначно, не отстает.
Объем рынка мобильных устройств в стране, по крайней мере до последнего кризиса, ежегодно увеличивался на 10-13%, составляя десятки миллиардов рублей. Люди буквально обогащают компании, производящие мобильные телефоны. И если это данность, от которой нам никуда не деться, то естественно возникает необходимость развивать культуру телефонного общения. Умение говорить по телефону по наследству не передается. Искусством общения при помощи этого аппарата овладевает каждый индивидуально. Возьмем частый случай. Звонит референт руководителя какого-либо республиканского ведомства, сразу следует вопрос: «Ты – такой- то, такой-то?». С иронией, сарказмом или откровенным раздражением отвечаешь: «Да». Нисколько не смутившись, референт (зачастую – девушка) ставит тебя в известность: «В 11 часов будет совещание (встреча), тебя сказали вызвать».
Очень хочется ответить этой барышне: «Запишись, пожалуйста, на курсы, чтобы научиться культурному общению по телефону». Референту никто не объяснил, что культура телефонного общения – это средство формирования имиджа учреждения, в котором она работает. Поэтому наши люди жалуются постоянно, что им по телефону нагрубили, бросили трубку на том конце и т.п. Недавно слушал выступление одного религиозного деятеля и речь шла о культуре общения по телефону. Он, в частности, сказал, что звонить кому-то – это практически то же самое, что прийти в гости к человеку. Понятно, что во втором случае ты не станешь ногой открывать дверь, а постучишься, поздороваешься, расспросишь о житие-бытие и потом только приступишь к разговору. Не будешь стоять над душой, пока человек переодевается, готовится ко сну или молитве, тем более не станешь смотреть ему в рот, если человек занят приемом пищи.
По телефону же всего этого не видно, но надо подразумевать – спросить, удобно ли человеку сейчас именно говорить, не отвлек ли ты его от каких-либо важных дел… По телефону невидимый и незнакомый собеседник может себе позволить начать с вопроса «хьо мала вара?» (типа – «ты кто такой?»).
Одна женщина, ошибившись номером, высказала мне свое возмущение тем, что я оказался не тем, кому она звонит. Это, казалось бы, смешно, но услышать пришлось примерно следующее. «Ой, что значит ты не Муса? А кто ты такой? Я не тебе звонила». Получилось, что я фактически оказался виноватым, что она не туда попала. Об извинениях с ее стороны речи не было вообще. Особенно ее возмутило мое замечание: «Спроси того, кто тебе дал номер, он, скорее всего, ошибся цифрами». «Я сама знаю, что мне спрашивать!» — был ответ. Человек на ровном месте, без причины, просто испортил настроение.
Психологи отмечают, что телефон может явиться источником напряженности между сторонами. Поэтому во время разговора надо соблюдать меру. Иначе может потеряться смысл общения и возникнуть конфликт. Например, этикетом предусмотрено снятие трубки до четвертого звонка телефона, так как воздействие звонков отрицательно сказывается на нервной системе. Важно, чтобы разговор велся в спокойном, вежливом тоне. Во время него необходимо создать атмосферу взаимного уважения, чему способствует улыбка. Собеседник ее не видит, но чувствует. Голос, тембр, интонации и тон могут очень многое сказать о вас.
Говоря по телефону, мы можем вызвать доверие у собеседника или, наоборот, неприязнь. Рекомендуется говорить ровно, сдерживать свои эмоции и не прерывать речь собеседника. Если он склонен к спорам, то наберитесь терпения и не отвечайте ему тем же, не возражайте прямо. Просто некрасиво во время телефонного разговора жевать, пить и параллельно разговаривать с кем-то в комнате или офисе. Завершать разговор следует вовремя, чтобы избежать пресыщения общением, которое выражается в беспричинном недовольстве и обидчивости партнеров, а иногда и в раздражительности. В конце разговора надо поблагодарить за звонок или полученную информацию. Основа успешного проведения любого телефонного разговора – компетентность, тактичность, доброжелательность, владение приемами ведения беседы, стремление оперативно и эффективно решить проблему или оказать помощь в ее решении.
По мнению психологов, положительные эмоции тонизируют деятельность головного мозга, способствуют четкому рациональному мышлению. Телефонный разговор находится на полпути между искусством и жизнью. Это разговор не с человеком, а с образом, который складывается у вас, когда вы его слушаете. Поэтому, видимо, иногда так и хочется вернуться во времена таксофонов, когда вопрос «где находится нофелет?» нужен был просто, чтобы завязать разговор. О роднике, джигитах на конях и девушках с кувшинами вообще молчу.

К.Шолхинский

№159 (12095), ера, 25 октябрь, 2018 шу/Четверг, 25 октября 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *