Нужда или порок

Как-то в одном из назрановских гастрономов мне довелось увидеть на прилавке, у которого проходила оплата, большую табличку с надписью «долг портит отношения». С тех пор прошло около 15 лет и сегодня, наблюдая, что творится в тех же торговых точках, не говоря о других областях, отмечаешь, что долг портит человека в частности и общество в целом. Рассматривая многие случаи, убеждаешься, что люди берут в долг, следуя скорее порочности, а не из-за финансовых проблем. Есть такой порок – проскочить за чужой счет, воспользоваться порядочностью другого человека.

По заданию редакции исследуя данную тему, я провела несколько коротких интервью в точках оживленной торговли. Хотя общая картина мне и так была ясна, для вящей достоверности опросила тех, кто непосредственно, можно сказать ежедневно, сталкивается с этим вопросом. Но позволю себе начать со своего двора.
Мой брат откармливает для мяса быков. В отличие от других, которые имеют до 25 животных, у нас самое большое количество достигает четырех. В основном их бывает два, что говорит о том, что брат быков держит не столько для денег, сколько для души. «Я с ними отдыхаю душой», – часто повторяет он. И вот минувшей весной один молодой человек, не родственник и даже не знакомый, в буквальном смысле бомбардировал наш двор своими визитами и увещеваниями, делая акцент на болезни матери (как можно спекулировать на таком!). Мы с братом сами очень переживали за свою маму, к которой часто приходилось вызывать «скорую». И брат, естественно, не устоял. «Не дай Аллах с его матерью случится непоправимое, – решил он, – я до конца своих дней не прощу себе, что не помог ему заработать деньги на ее лечение». Сбавил цену на 20 тысяч и великолепное животное, которое за хороший нрав я называла Дикварьг (Хороший), к его умной голове знавший его и не смог бы подойти с ножом, ушло в долг. Прошло полгода. Деньги, которые должны были поступить в течение месяца, с трудом выбиваются частями. Мама афериста, слава Аллаху, жива и здорова. А мы свою проводили в вечность в конце месяца Рамадан.
Танзила, молодая мама, несмотря на то, что у нее на руках маленькие дети, решив помочь своему супругу в обустройстве семейной жизни, взяла в аренду помещение под магазин недалеко от дома и начала торговать продуктами питания и бытовой химией. Представьте себе, молодая невестка большой фамилии. Наличие близкого родства необязательно, однофамильцы – как одна семья. Разумеется, всех надо уважить. Только непонятно почему уважение должно быть односторонним. Женщину, которая, оставляя детишек, старается заработать на жизнь, при этом не ущемляя интересы других (цены в ее магазине такие же, как и на оптовом рынке, а то, случается, и ниже), тоже надо бы уважить и поддержать. Танзила часто предлагает покупателям, которые все, как один, являются родственниками или однофамильцами мужа, брать товар без оплаты. Если она соблюдает ингушский этикет, это не означает, что мы должны этим грубо пользоваться. Такой человек просто находка для законченных иждивенцев. Они охотно будут брать и «просто так», то есть без оплаты, и в долг, который если «не забудут», то особо и не поторопятся вернуть.
С возрастом Танзила, думаю, станет практичнее. Тем более что уже поняла, как она мне призналась, отвечая на прямой вопрос, что в долг чаще берут не малоимущие, а люди, живущие на широкую ногу. И в отличие от первых совсем не торопятся оплатить долг, да еще высказывают сомнения, когда им озвучиваешь общую сумму долга. «Малоимущие, напротив, погашают долг в установленные ими сроки», – говорит молодой предприниматель.
У Любы свой магазин бытовой химии в центре Назрани. Она уже давно в торговой сфере и с окружающим миром, можно сказать, на «ты», то есть хорошо знает человеческую породу. Поэтому вопрос отпускать товар в долг для нее закрыт. Самое лучшее, считает Люба, держаться золотого правила «долг портит отношения» и будешь для всех хорошей, и вокруг все будут хорошими.
Зарема лет пятнадцать работает продавцом в продуктовом магазине. Ей легче, чем Танзиле и Любе, потому что она торгует чужим товаром и может от вопроса «отпустить в долг» уклониться, сославшись на хозяина товара, дескать, он не разрешает отпускать в долг. Но года три назад, по словам Заремы, она все-таки не устояла перед просьбой одной из своих постоянных покупательниц. Та просила в долг набор продуктов для праздничного стола. И Зареме пришлось выступить, в свою очередь, просительницей перед хозяином. «Прошло два Новых года, – рассказывает Зарема, – наступал третий с той поры Новый год. Хозяин меня спрашивает: «Когда деньги будут внесены в кассу? Для меня четыре тысячи играют роль». И мне пришлось разыскать ее адрес, потому что она на телефонные звонки не отвечала, и поехать к ней домой. Она мне, представляешь, заявляет: «Подумаешь, четыре тысячи! Можно подумать, что для вашего магазина они делают погоду!». С той поры я больше никому не отпускаю товар в долг, вернее, ни за кого не прошу».
Да, стоя за прилавком, я воочию наблюдаю, что людям год от года все труднее и труднее. Те покупатели, которые покупали в прежние годы килограммами, сейчас ограничиваются 100 и 200 граммами продукта питания. Я сама раньше покупала, к примеру, подсолнечную халву целой коробкой, весом в пять килограммов. Теперь не могу себе этого позволить. Мне тоже приходится занимать деньги в долг, потому что зарплата очень маленькая, прожить на нее трудно. Но с каждым разом делаю это все тягостнее. Потому что, давая тебе в долг, родственник или хороший знакомый таким взглядом «одарит», что становится не по себе.
Зарема – большая труженица. Она хорошо знает жизнь. У нее можно получить ответы на многие житейские вопросы. Она может поделиться множеством практичных советов касательно любой стороны жизни. Если бы вознаграждалось за труды, могла бы жить на широкую ногу. Но в этом мире устроено иначе. Поэтому она, как и многие другие ей подобные, едва сводит, что называется, концы с концами.
Зато те, кто не гнушается пользоваться чужим трудом и чужими деньгами, восклицая при этом: «Подумаешь, какие-то там тысячи! Тоже мне деньги!», за счет этих «несчастных тысяч» устраивают себе вольготную жизнь, спрятав как можно глубже совесть. Вот и судите сами: долг – это нужда или порок.

Мадина КОДЗОЕВА

№170 (12106), шоатта, 17 ноябрь, 2018 шу / Суббота, 17 ноября 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *