Большое значение ингуши придавали трудовому воспитанию детей

Мы знаем, что воспитание ребенка весьма нелегкая задача, которая стоит перед каждым родителем, ибо он будет держать ответ перед Всевышним за свое чадо. Но зачастую родители, зная об этом, допускают промахи в воспитании детей. Между тем, не нужно придумывать что-то сверхъестественное, чтобы дать ребенку хорошее воспитание, а напротив, всего-то лишь нужно извлекать уроки из повседневной жизни. Ведь жизнь преподносит нам каждый день такие ситуации и события, которые можно использовать для формирования прекрасных качеств характера, отношения к религии и культуре в наших детях.

Большое значение ингуши придавали трудовому воспитанию детей, справедливо считая, что именно через него формируются необходимые нравственные качества будущего члена общества. О том, что ингуши придавали большое значение подготовке детей к трудовой жизни, говорит содержание устного народного творчества, а также практика семейного воспитания. Труду мальчиков в детском возрасте придавался порой увлекательный игровой характер, который облегчал выполнение всевозможных поручений взрослых.
В фольклоре ингушей глубокое обобщение получила мысль, что только в труде человек обретает счастье, что полезен обществу тот, который трудится, что труд является важнейшим средством формирования в человеке лучших нравственных качеств («Человек хорошеет только в труде», «Человек почитается по результатам работы его рук», «Цена человека — его работа».
В трудовой семье воспитывались и такие высокие нравственные качества, как честность и правдивость, скромность и вежливость, гостеприимство и др. С понятием честности и правдивости у ингушей связывалось и представление об общественной силе человека («Если честен, то силен»). Культивировалась бескомпромиссность и постоянная предпочтительность этих позиций («Если даже горько, говори правду», «Сидеть можешь криво, но говори прямо», «Сумей сдержать слово» и др.). У детей вырабатывались сдержанность («Самое лучшее в нраве — сдержанность»), выдержка, разумное терпение («У разумного есть терпение»). Их учили быть скромными («Не хвали себя, если ты хорош, тебя и так заметят»).
Народное учение ингушей резко осуждала себялюбие, самовосхваление, зазнайство, хвастовство, зависть, ложь и другие пороки. Большое внимание уделялось воспитанию у детей таких нравственных категорий, как дисциплинированность, чувство коллективизма, послушание, уважение к родителям и старшим вплоть до беспрекословного повиновения, верность в дружбе, любовь к родине. В мальчиках воспитывали храбрость, стойкость, самоотверженность, в девочках — терпеливость, верность, безропотность и покорность старшим, а в будушем — мужу.
Борьба против иноземных поработителей, специфика внутреннего раннеклассового устройства требовали физически сильных людей. Именно поэтому наряду с трудовым и общественно-нраветвенным воспитанием ингуши уделяли много внимания физическому и военному воспитанию.

У ингушей в военно-физическое воспитание входили: верховая езда, борьба, метание камня, копья, прыжки с шестом, плавание и др. Обучение мальчика верховой езде начиналось с того момента, как только он мог держаться в седле. Тренируя коней, мальчики развивали в себе сноровку и ловкость.
Подобные качества приобретались мальчиками и в массовых играх, состязаниях. Отметим, что в подростковом и юношеском возрасте игры и праздники имели большое воспитательное значение.
Считалось общепризнанным, что привитие детям нужных качеств должно было начинаться возможно более рано — «гни кол, пока хворостина, вырастет — согнуть не сможешь» — в смысле, что воспитывать нужно смолоду.

Без согласия в семье — несчастье. Обычаи запрещали отцу (мужу) ругать мать (жену) при детях. «Жену, с которой думаешь жить, — не позорь» и т. п. Ингушское общество осуждало родителей, если дети росли непослушными, осуждало за то, что те не могли дать им требуемого воспитания.
Одним из методов воспитания детей в семье являлось наставление. Наставления касались разных сторон жизни, когда разъяснялось, что и как надо делать, как вести себя в присутствии старших в семье, на улице и в обществе. Дурные поступки детей осуждались не только родителями, но и всем обществом. Провинившемуся ребенку говорили обычно: «Ты унизил меня», «Ты опозорил мою честь» и т. д.
В семейном и общественном воспитании детей большую роль играли народные певцы, которые хорошо знали историю своего народа, его устные предания, песни, пословицы и поговорки. Со званием народного певца связывался идеал справедливости. Народным певцом мог быть только честный человек. Песни прославляли мужество, героизм и ум человека, а также содержали едкие слова в адрес ленивых, нечестных и трусов. Они имели большое влияние на ингушей.
Характерной чертой семейно-бытовых отношений ингушей с древнейших времен являлся обычай глубокого почитания родителей и уважения старости. Обычно во всех случаях старший по возрасту говорил первым, молодой человек уступал ему свое место, слушал советы, не садился при старших… Это положение неоднократно подтверждается многими дореволюционными авторами.
В высшей степени считалось неприличным вмешиваться в разговор старших, громко смеяться в их присутствии, говорить то, что непристойно полу и возрасту, совершать какой-либо невежливый поступок в присутствии родителей (особенно стариков): курить, оговариваться и т. д.
Следует сказать и о воспитании у подрастающего поколения уважения к матери и женщине. Если, например, подросток видел, что женщина рубит дрова, несет тяжелый груз, он должен был помочь ей. Отношения между членами в семье ингушей базировались на уважении друг к другу (в том числе братьев к сестре); высоко ставился авторитет матери, бабушки.
Таким образом, на протяжении многих столетий народный этикет подкреплялся рядом определенных нравственных норм, установлений и обычаев, которые диктовались теми условиями, в которых общество в целом не могло материально обеспечить спокойную старость, а поэтому родители целиком и полностью могли рассчитывать только на своих детей и видели в них единственную опору и защиту в старости.
Таким образом, из краткой и, конечно же, не совсем полной характеристики методов и системы воспитания у ингушей видно, что мы в прошлом придавали этому большое значение. Воспитание подрастающего поколения было одной из насущных проблем в практической программе и морально-этической основе жизни ингушского народа, как и любого другого народа.

Подготовил
М. БАРАХОЕВ

№182-183 (12118-119), шоатта, 8 декабрь, 2018 шу / Суббота, 8 декабря 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *