Обязательные требования по охране земель сельскохозяйственного назначения

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что:
— хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности (статья 3);
— при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
— сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды;
— объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха (статья 42);
— юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду (статья 49);
— запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву (часть 2 статьи 51).
Административная ответственность за нарушения, связанные с порчей земель (самовольное снятие плодородного слоя почвы и его уничтожение, несанкционированная разработка карьеров, захламление (свалки) и загрязнение земель сельскохозяйственного назначения) предусмотрена частями 1 и 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, регламентировано государственными стандартами и Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Минприроды РФ №525 и Роскомзема № 67 от 22.12.1995 (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.1996 №1136). Так, снятие, хранение, использование плодородного слоя почвы, выбор направлений рекультивации определяют в соответствии с требованиями следующих ГОСТов:
— ГОСТ 17.5.3.06-85 «Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ»;
— ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель»;
— ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации»;
— ГОСТ 17.5.3.05-84 «Охрана природы. Земли. Рекультивация земель. Общие требования к землеванию».
Обязательным условием при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения является проведение рекультивации. Как следует из положений Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок и требования к рекультивации земель определены Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.1996 № 1136).
В соответствии с действующими нормативными документами (ч. 4, 5 статьи 13) Земельного кодекса Российской Федерации, Основные положения о рекультивации земель) при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
При этом Основными положениями определено, что нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв (пункт 8); условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации (пункт 6).
Необходимо обратить внимание на требование Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещающего применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров, а также размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Приемка-передача рекультивированных земель в соответствии с Основными положениями о рекультивации осуществляется постоянной комиссией, которая создается на территории каждого муниципального образования, решением органа местного самоуправления. Объект считается принятым после утверждения Председателем (заместителем) Постоянной Комиссии акта приемки-сдачи рекультивированных земель.
В соответствии со статьями 1 и 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Так, в соответствии с ч.1 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение штрафа:
— на граждан от 1 000 до 3 000 рублей;
— на должностных лиц от 5 000 до 10 000 рублей;
— на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы и порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет в соответствии с ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ наложение штрафа в размере:
— на граждан от 3 000 до 5 000 рублей;
— на должностных лиц от 10 000 до 30 000 рублей;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 20 000 до
40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
— на юридических лиц — от 40 000 до 80 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Несоблюдение установленных требований по охране плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения приводит к уничтожению плодородного слоя почвы и наносит существенный ущерб почве, как объекту охраны окружающей среды. Причиненный почвам вред, исчисляемый в соответствии с Методикой исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238, по выявленным Управлением Россельхознадзора по Республике Ингушетия в рамках контрольно-надзорных мероприятий нарушениям, исчисляется в миллионах рублей.

Х.М. Дзангиев,
начальник отдела земельного надзора Управления
Россельхознадзора по РИ

№180-181 (12116-117), ера, 6 декабрь, 2018 шу / Четверг, 6 декабря 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *