НАДЖГОАНЦХОЙ – ЛЮБИМЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕДКОВ

Необычное мероприятие прошло в стенах Ингушского государственного музея краеведения им. Т.Х. Мальсагова накануне Нового года. Музейные работники предложили ученым, педагогам и школьникам республики отправиться в далекое прошлое, чтобы прикоснуться к истокам зарождения этого праздника и проследить во времени, как менялись традиции его празднования, что предшествовало привычным сегодня ярким и веселым огням новогодних елок и почему люди в большинстве своем так любят неповторимую новогоднюю атмосферу.

— ДЕНЬ проведения нашего мероприятия не случайно выпал на день зимнего солнцестояния, — говорит Заретхан Плиева, заместитель директора музея. — Именно в этот период заканчивался праздник Нового года в доисламском ингушском обществе. Изучение тех обрядов и обычаев, которые были связаны с Новым годом у ингушей в древности, представляется нам очень интересным и увлекательным направлением. Обращаясь к прошлому, мы можем почерпнуть много полезной информации, позволяющей понять и что-то из того, что существует в нашем обществе сегодня. Вообще, изучение старинных ингушских обрядов, наших адатов, рожденных в древности, того, как жили наши предки, дает прекрасную пищу для размышлений. Очень важным мне представляется донести до подрастающего поколения все эти знания. Ведь многое из того, чем мы сегодня живем, уходит своими корнями в те давние времена.
Специально к этому мероприятию мы подготовили большую выставку, рассказывающую о европейских традициях, связанных со встречей Нового года. Разве не интересно, к примеру, как вообще появились Санта Клаус, Дед Мороз и Снегурочка? Информация об этих персонажах также представлена на наших стендах. Изучая и сопоставляя разный материал, можно делать выводы о том, какие общие черты есть между нами и другими народами мира, что общего было у нас в древности. Если опять же говорить об ингушском доисламском Новом годе, то в нем можно без труда найти общие черты со славянским Новогодним празднеством. И в первом, и во втором случае мы можем наблюдать поклонение стихиям, которое было присуще многим народам планеты.
Наша выставка повествует также о различных календарях мира, начиная с самых древнейших и заканчивая современными. Римский, Юлианский, Григорианский календарь показывают, как менялось летоисчисление. Интересен сам по себе Восточный календарь, а уж Исламский и вовсе очень близок нам. Таким образом, выставка имеет большое познавательное, образовательное, воспитательное и эстетическое значение, и нам приятно видеть, с каким интересом обращаются к ней наши посетители.


— Праздник Нового года у древних ингушей (Наджгоанцхой) представляет для нас интерес по многим причинам, — говорит этнограф, член Союза журналистов России, член Союза писателей РИ, заслуженный учитель Республики Ингушетия Султан Мерешков. – С точки зрения исторической значимости он дает нам возможность понять, чем руководствовались в своей жизни наши предки 200-300 лет назад, с чем они связывали свои главные надежды и чаяния. Наджгоанцхой (а так в народном календаре называется и первый месяц года) был днем возрождения, днем победы света над тьмой. Наши предки называли его «днем прихода солнца домой». Как мне говорили информаторы, по своему значению он был сопоставим только с днем весеннего равноденствия, а потому праздновался так же широко и повсеместно.
Современный Новый год, безусловно, любимый всеми праздник. С особым нетерпением ждет его детвора. Празднично украшенная елка, веселье, игрушки и подарки – все это мы помним и из нашего детства. Но меня не может не радовать и тот факт, что наше подрастающее поколение с таким неподдельным интересом обращается сегодня к этнографии, быту и традициям ингушского народа…
Древний календарь праздников наших предков, безусловно, поможет каждому из нас по-новому взглянуть на современность. Но по большому счету, знать прошлое своего народа, дорожить национальной историей и памятью представляется сегодня важным еще и потому, что любое утраченное звено может прервать связь поколений. Рискуем ли мы вступить в завтрашний день, растеряв те драгоценные крупицы, которые все вместе составляют бесценное национальное достояние? Ингушский ученый Лемка Агиева на этот счет исполнена оптимизма.
— Ингушская молодежь проявляет огромный интерес к нашей культуре и истории, — убеждена она. – Могу говорить об этом с полным основанием, потому что часто выступаю перед молодежной аудиторией, а в школе ингушских адатов веду занятия для девушек. На сегодняшнем мероприятии, рассказывая школьникам о том, как праздновали наступление Нового года наши далекие предки, мне пришлось ответить на много вопросов ребят. Это замечательно, что они хотят знать как можно больше.
У древних ингушей каждому периоду года соответствовали празднества с определенными обрядами, в которых отражалась трудовая и духовная жизнь народа. Разумеется, всякие культурологические особенности народа «привязаны» к своему веку. Зимний обряд у наших предков был связан с «возрождением солнца» — источником света и тепла.
Наджгоанцхой в старину был любимым праздником. Интересна этимология слова «нажга». Наж — дуб и именно это дерево заменяло нашим предкам современную елку, пришедшую из христианской традиции. Дело в том, что дуб в язычестве был священным деревом бога «ЦIея», и дубовая роща — «нажганцIе» считалась неприкосновенным убежищем для всего живого, в том числе для убийцы, преследуемого кровниками.
Предполагалось, что бог «ЦIей» посылает для присмотра за своей рощей священного орла, а потому она была заповедной. Были специальные жрецы — блюстители рощи и обрядов, связанных со священным дубом. Называли их «нажганцхой», т.е. знающие обряд дуба.
Даже на этом маленьком примере можно судить о том, насколько важно нам чаще обращаться в своих исследованиях к XVIII-XIX векам. Ведь с культурой прошлого связан древний ингушский язык. Сегодня, когда многие слова постепенно уходят из нашего обихода, проблемы изучения прошлого обретают особую значимость.

Ахмет ГАЗДИЕВ

Фото автора

№198-200 (12133-135), шоатта, 29 декабрь, 2018 шу / Суббота, 29 декабря 2018 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *