Где прячется талант?

Наша эпоха, помимо многочленных известных «этикеток», наверное, будет еще именоваться и «веком одаренных детей». Эта тенденция вычленять из общей массы подрастающего поколения некую интеллектуальную элиту, затронула все страны и регионы. Разумеется, не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в нашей родной Ингушетии внимание к одаренным детям, ориентир на их поддержку и особое отношение к ним стало частью образовательной политики.

К сожалению, у нас наблюдался в этом вопросе, как и в каждом субъекте страны, известный перекос. Психологам, в отличие от историков, общественных деятелей и даже социологов, было понятно изначально, что никогда создание элитных учебных заведений, создание особых «умных» групп, приоритеты для так называемых одаренных детей, не создают научную, культурную, творческую элиту нации. Подпитывают – да, способствуют развитию — да, и все – дальше действует правило общего поля. Вундеркиндов и таланты порождает в большинстве своем не столица, а отдаленные села, вся сумма населения и т.д. Где живут люди, там и должны быть нормальные условия для обучения детей – одаренные скоро о себе дадут знать. Так было во все времена, сколько человечество себя помнит. Однако также во все времена люди упорно хотят, как говорил один мультяшный персонаж, «улучшить породу».
Стремиться к развитию человеческих талантов, безусловно, надо. Однако стартовые возможности, школьные годы, должны быть периодом образовательного и социального равенства для подрастающего поколения. Если у вашего ребенка есть действительно склонность, незаурядные знания, тяга к определенному виду деятельности – он преодолеет все испытания и бюрократию. Талант – это дополнительные к школьной программе обязательства, а не просто лучшие условия для вашего безумно развитого чада.
Приведем здесь отрывки из исследования наших коллег, они полезны как жителю Кавказа, так и жителю Камчатки.
В современной России одаренные дети со временем становятся обычными взрослыми, а их таланты в дальнейшем проявляются довольно мало. В этом убеждены 52% жителей страны. Среди молодых людей от 18 до 24 лет эта доля достигает 61%. Обратного мнения придерживаются 29% опрошенных, сообщает sm-news.ru.
Несмотря на то, что почти 30% опрошенных считают, что одаренные дети добиваются значительных успехов в жизни, споры по этому вопросу продолжаются. Сегодня в российском обществе, согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, не сложилось единого мнения о том, каких детей можно назвать одаренными. К примеру, 41% участников опроса полагают, что это те дети, у кого с рождения есть данные природой уникальные качества и таланты, а 38% придерживаются мнения, что результат подобной одаренности – это целенаправленное и усиленное развитие данных детей родителями и педагогами.
К одаренным детям, по мнению 12% опрошенных, можно отнести юных граждан, чьи способности, по счастливому стечению обстоятельств, заметили родители, знакомые, окружающие. А так талант со временем угаснет, спрячется за жизненными трудностями, уравниловкой, экзаменами взрослой жизни.
41% россиян считает, что в общении со сверстниками у одаренных детей возникает больше трудностей. Каждый четвертый утверждает, что проблем в общении со взрослыми у одаренных детей меньше, а каждый пятый, — что больше.
Большинство, а это две трети респондентов (64%), считают, что учителя должны относиться к одаренным детям так же, как и ко всем остальным.
Одним словом, поговорка «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами», должна действовать во взрослой жизни. Крайне важно дать ребенку инструмент развития его талантов, дать вовремя, не прозевать этот момент. И в то же время, на уровне государственного мышления, заглядывая в завтрашний день, обратить внимание на результат появления у нас в течение последней четверти века такого количества «одаренных детей». Согласитесь, за эти минувшие несколько пятилеток мы должны были почувствовать приход этой армии талантов в систему управления, производства, науку, социальную сферу, в экономику, наконец…
Поэтому, по всей видимости, надо приложить много усилий, чтобы одаренные дети на практике показали свою незаурядность. Возможно, и система образования должна поставить ребенка на новые рельсы, когда блестящий реферат, школьное исследование, победа на престижных олимпиадах дает юному дарованию навыки, которые можно использовать в конкретной специализации, профессии. Главным свидетельством дара должны стать не только грамоты, дипломы и оценки – все это замечательно, но и результат, дела, достижения, нечто осязаемое и прикладное.

У. УЛЕМОВ

№ 6 (12141), шоатта, 19 январь, 2019 шу / суббота, 19 января 2019 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *