Сглаз и порча

В последнее время всё чаще и чаще можно услышать о порче, магии, колдовстве, сглазе и т.д. Всё больше людей обращается к магам, гадалкам, прорицателям и т.п. для того, чтобы приворожить кого-нибудь, сделать венец безбрачия, навести или снять порчу, сглаз… К великому сожалению, в последнее время в плане обращения к магам и гадалкам мусульмане не уступают иноверцам. Слово «сихр» в исламе обозначает колдовство и магия и считается большим грехом. В сообществах «антисихр», созданных ингушскими активистами в соцсетях и мессенджерах, собирают информацию о том, кто занимается такими практиками в республике. Активисты выезжают по указанным адресам и проводят с ними воспитательную беседу.

В Коране и хадисах встречается много доказательств того, что порча существует. Приведём некоторые из них.
В суре «Аль-Фаляк» сказано (смысл): «Ты скажи, о Мухаммад: я прошу защиты у Господа рассвета от вреда всего созданного Им, от вреда ночи, когда потемнеет, от людей, которые плюют на узелки на нитке (т.е. наводят порчу), от вреда завистника, который показывает свою зависть и делает то, что требует его зависть».
Позицию ислама относительно колдовства можно выразить лишь в одном предложении: колдовство абсолютно запрещено. Это относится и к тем, кто практикует магию, и к тем, кто верит в колдовство. Тем не менее, давайте попробуем выяснить, почему же ислам запрещает его. Если помнить о том, что ислам является образом жизни, а не просто рядом убеждений, которые люди могут исполнять или не исполнять, можно понять, что колдовство запрещено из-за вреда, который оно может нанести отдельным лицам, семьям и обществу. Испокон веков люди были очарованы колдовством во всех его формах. Колдовство их интриговало, вдохновляло и обнадеживало, но зачастую они даже не имели понятия об опасностях, присущих колдовству. В арабском языке слово «колдовство» известно как «сихьр», и это одна из хитростей, которые использует сатана для того, чтобы ввести человечество в заблуждение. Именно по этой причине ислам предостерегает от магии. Аллах предостерегает от магии в Коране. «Они знали, что тому, кто приобрел это (колдовство), нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!» (Коран 2:102)
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Тот не из нас, кто увлечён предзнаменованиями или узнаёт от других о предзнаменованиях. Тот, кто утверждает, что знает тайное или идёт к предсказателю за предсказаниями, тот, кто наводит порчу или идёт за порчей к тому, кто наводит её, тот, кто идёт к предсказателю и верит в его предсказания, тот не верит в то, что ниспослано Мухаммаду» (ат-Табрани).
Шариатом предусмотрено суровое наказание человеку, который наводит порчу. Большинство алимов, кроме имама Аш-Шафии, говорят, что такой человек заслуживает смертной казни. Имам Аш-Шафии утверждает, что виновнику положена смерть, если из-за его порчи кто-то умер.
Постоянно накатывающие волны социальных неурядиц, внутрисемейные конфликты, кажущаяся нестабильность, внутренние страхи и переживания, а также увеличение числа людей, страдающих психическими расстройствами, порождают серьезные проблемы. Среди этих проблем нужно выделить уязвимость, особенную восприимчивость людей к различным формам внушения, наущения и впадение в крайности.
Само по себе колдовство не может изменить природы тех или иных вещей, но в результате колдовства чувствам и ощущениям человека представляется то, чего желает колдун, человек начинает верить в сказанное или предсказанное ему. Это большая проблема современности, подтверждаемая выводами нейробиологов. Именно так колдовство описывается в Священном Коране:
«Уточнили [чародеи]: «Муса, бросишь ты [свой посох] или первыми бросим мы?» Он ответил: «Что ж, бросайте вы». И когда [были брошены разом все] веревки и жезлы, то под действием колдовских чар показалось ему [Мусе, как и всем присутствовавшим], что они движутся. Предчувствие недоброго страхом [закралось] в душу Мусы [ведь семьдесят два маститых колдуна, настроенных только на победу, организовали просто грандиозное зрелище]. «Не бойся! [внушил ему Господь]. Ты, без сомнений, воистину, определенно выше [во всех отношениях превосходишь их]. Брось то, что в твоей правой руке и оно разом поглотит все их проделки. Воистину, их «творение» — это лишь козни (иллюзии) чародейства. [Знай] где бы колдун ни оказался, где бы ни находился, ему никогда не будет сопутствовать [продолжительный] успех» (Коран 20:65–69).
Доказательства того, что сглаз существует, приводятся в Коране в суре «Юсуф». В 67 и 68 аятах рассказывается о том, что пророк Якуб (мир ему) повелевает сыновьям, чтобы они, когда дойдут до столицы Мисра (т.е. до Египта), не входили в одни ворота все вместе, а входили в разные ворота. Многие толкователи этих аятов говорят, что Якуб (мир ему) так повелел, опасаясь сглаза.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Сглаз может ввести человека в могилу, а верблюда – в кастрюлю» (Абу Нуайм).
Великий учёный ибн-Хаджар аль-Аскалани говорит, что сглаз – это взгляд с завистью и восхищением, исходящий от человека низкого (грязного) характера.
Нет сомнения в том, что Аллах наделил людей возможностью влиять друг на друга. Это можно объяснить обычным явлением, которое мы часто наблюдаем. Мы видим, как лицо человека краснеет, когда на него смотрит уважаемый, почтенный человек. Иногда человек теряет силу, когда на него смотрит тот, кого он боится.
Когда говорят, что кого-то сглазили, это не означает, что вред исходит от самих глаз. Завистливая душа способна нанести явный вред, и поэтому Всевышний в суре «аль-Фаляк» повелевает Пророку просить спасения у Него от вреда завистника.
М. МУСЛИМОВ

№ 10-11 (12145-146), шоатта, 26 январь, 2019 шу / суббота, 26 января 2019 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *