Есть язык — есть народ, нет языка — нет народа

Начиная с момента появления человека на свет, существует немало факторов, влияющих на его воспитание и обучение.
Вопрос о развитии и сохранении ингушского языка стал одним из самых острых в практической политике. С одной стороны, неповторимость собственной истории и самобытность национальной культуры требуют бережного отношения к родному языку. Именно поэтому так остро стоит вопрос о развитии и сохранении ингушского языка.

Одной из причин вымирания ингушской речи является чрезмерное использование слов и целых конструкций из русского, английского и арабского языков носителями ингушской речи. Это приводит к разрушению и искажению ингушских слов, оборотов, нарушению функционирования языка, утрате культурных ценностей, забвению исторических традиций и вековых обычаев ингушского народа. К сожалению, общее снижение культуры речи в устах подрастающего поколения, грубое смешивание двух языков (русского и ингушского), невладение им вовсе является уже свершившимся фактом. Сложившаяся картина не может не волновать ингушское общество. Тревогу по поводу плачевного состояния ингушского языка в средствах массовой информации, в школах, вузах общественность республики бьёт на каждом мероприятии, посвященном этой проблеме.
Нерасторжимую связь языка и народа кратко и емко сформулировал в начале XX в. знаменитый французский языковед Фердинанд де Соссюр (1857-1913), который писал, что обычаи нации отражаются в ее языке, а с другой стороны, в значительной мере именно язык формирует нацию. «Есть язык — есть народ, нет языка — нет народа. С утратой языка народ перестает осознавать свою самобытность, свою культуру, свою идентичность». Но, увы, сфера использования ингушского языка среди представителей ингушской национальности всюду сокращается.
Формирование навыков говорения начинается еще в утробе матери и активизируется в период ухода за новорожденным. Как бы купаясь в звуках родной речи, ребенок начинает узнавать значимые элементы родного языка, учится их вычленять из общего потока речи, учится членить звуковой поток по законам родного языка, познает его структурное устройство и законы функционирования его элементов. При этом формируется важнейшее качество человеческой личности: умение слушать, понимать и уважать говорящего.
Параллельно с овладением навыками речевой деятельности формируется к пяти годам фундамент психических и интеллектуальных свойств личности, ее интеллектуального потенциала. В процессе расширения сфер и задач речевого общения (мать и дитя — семья — школа — друзья по интересам — производственная и общественная деятельность) развивается личность как субъект общения, формируется характер (общительность — замкнутость и навыки самовключения в разные системы социальных и производственных отношений). Любопытно, что параллельно с овладением письмом формируется индивидуальный почерк и характер человека (аккуратность — небрежность, внимательность и т.п.). И неслучайно по почерку определяют характер человека.
Прежде всего, человек в любом деле испытывает потребность в образцовой личности наставника. Ибо его мысли, убеждения и поступки, формирующие его жизнь, образуются благодаря языковым, религиозным, нравственным качествам и привычкам, примеры которых он видит и под впечатлением которых находится. В целом это обстоит так, хотя и могут быть редкие исключения. К примеру, ребенок, прежде всего, обучается тому языку, на котором общаются его родители. Позднее он, основываясь на образцах, взятых им в качестве примеров для подражания, может выучить второй, третий и даже четвертый языки. Имеющаяся у человека врожденная склонность к подражанию является одним из важнейших факторов, формирующих его личность. Поэтому воспитание человека есть не что иное, как подражание положительным или отрицательным образцам. Таким образом, человек, находясь под различным воздействием со стороны воспитывающих его родителей, семейного окружения и, наконец, среды, в которой он живет, сообразно степени имеющейся у него способности к подражанию вливается в общество как положительная или отрицательная личность. Однако, если в большинстве случаев обучение человека языку, на котором говорит его окружение, и тому подобные внешние, видимые частности не являются проблемой, то при формировании у него нравственных качеств, его духовного мира и религиозных убеждений могут возникнуть большие серьезные препятствия. Люди всегда бывают очарованы теми личностями, которых они признают своими наставниками, будь они положительными или отрицательными, и которым они пытаются, в меру своих сил, подражать.
Можно без преувеличений сказать, что личностные качества человека есть суммарный результат качеств той речевой среды, в которой он воспитывается, живет и работает. Чистота речевой среды обитания отдельного человека и всего народа не менее важна, чем чистота самой природной среды. Деградация речевого общения, загрязнение языковой среды ведут к деградации личности, общества, всего народа. В процессе речевого общения мы аккумулируем не только мысли, но и сам язык, речевые обороты и даже индивидуальные особенности мышления и речевого поведения лиц, с которыми нам приходилось общаться. В процессе чтения мы аккумулируем тексты, фрагменты текстов, фраз, оборотов, словосочетаний. Создаваемые нами тексты — результат осознания усвоенных текстов. Количество и качество прочитанных текстов, степень начитанности — важнейшая характеристика языковой личности.
Экология языка и речи теснейшим образом связана с экологией духовной культуры, экологией культурно-исторических традиций языка. Культурно-историческая среда объединяет народы и их языки на основе общности истоков духовной культуры, проявляющейся в определенной совокупности текстов, отражающих основное содержание духовной культуры.
Ингушский язык нуждается в особой защите. От правильной языковой политики в регионе зависит многое. Тяжело представить, что при исчезновении родного языка будет жить лишь человеческий фактор, но перестанет существовать как таковая нация. А ведь ингушский народ много жизней положил на алтарь, чтобы выжить, состояться, сохранить свои традиции, обычаи и язык.
М. БАРАХОЕВ

№ 12 (12147), ера, 29 январь, 2019 шу / вторник, 29 января 2019 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *