Он был примером богобоязненности

Речь пойдет об известном человеке в республике и за ее пределами Абдурашиде-мулле Гаспоевиче Богатыреве. Он известен своими проповедями, беседами на темы духовности, призывавшими людей к вере, на путь добра и благочестивой жизни и к достижению счастья в земной и вечной жизни. Основу его жизни составляло следование установлениям Корана и сунны Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Он также был примером богобоязненности, трудолюбия и терпения.

Богатырев Абдурашид (Магомед) –мулла (хаджи) Гаспоевич родился в 1916 году в селе Верхние Ачалуки. Его отец — Богатырев Гаспо — был уважаемым и хорошим человеком. Мать – Барахоева Аминат Габис-Хаджиевна – уроженка села Эрши Джейрахского района. Их семья не была большой. Самым старшим был Абдурашид, кроме него были брат Гетагаз и две сестры – Маржан и Марем.
Детство Абдурашида прошло в Ачалуках, в школе окончил 6 классов. С раннего возраста проявил любовь к исламским наукам. Он учился Корану в своем родном селе, был муталимом у известных богословов: Чапанова Исхак-муллы, Акиева Якуба-муллы и у других известных богословов.
Абдурашид был способным учеником, он с огромным интересом относился к своей религиозной учебе, легко запоминал и осваивал знания, уважал своих преподавателей.
В 1937 году, когда Абдурашиду исполнился 21 год, он женился на Аушевой Руци Усмановне, односельчанке, она была внучкой уважаемого в то время Акиева Жуги Новраза.
В конце 30-х – начале 40-х гг. семья Абдурашида переехала в село Таузен-Юрт Пригородного района. В 1939 году у Абдурашида родилась первая дочь Раишат, а потом в Казахстане, во время депортации – Люба и Мовлатхан.
Абдурашид-мулла был трудолюбивым человеком, занимался кузнечным делом. Помимо религиозного образования был также светски образованным и грамотным. В Таузен-юрт он некоторое время работал в школе учителем русского языка в начальных классах. В те годы жизнь стала особенно тяжелой для духовных последователей, представители НКВД преследовали и арестовывали лучших, образованных и достойных людей ингушского народа. Абдурашида-муллу тоже преследовали, в его доме не раз совершались обыски. Жена Руци рассказывала: «Когда было такое время, он кругом обходил наш дом семь раз, читая священный аят «Лакъаджаакум» из Корана. Он совершал это каждый день, моля Всевышнего защитить его и семью».
Дочь Раишат вспоминает: «Однажды, когда он находился дома, пришли из государственных органов совершить очередной обыск, окружили дом, обыскали все, что было во дворе, искали его всюду, я была растеряна и испугана из-за того, что они войдут в дом, но в последний момент в дом они почему-то не вошли и быстро уехали – это было невероятно».
Абдурашид говорил о святости этого аята, если прочитать этот аят семь раз, то не причинится зло, он будет под защитой Аллаха и Его ангелов.
В 1944 г. семья Абдурашида-муллы, как и весь ингушский народ, была депортирована в Казахстан. Девять лет они жили в селе Аксаран, недалеко от города Атбасар Целиноградской области. На новом месте Абдурашид-мулла вел активную духовную жизнь как богослов.
В селе Аксаран он решил учить детей Корану и основам религий. Жители села тайно выделили ему одну комнату для этого. Учились ночью, закрыв двери и занавесив окна, в комнате стоял длинный стол, при тусклом свете керосинок 23 муталима, сидя на скамейках, тихо перечитывали тексты Священной Книги. В опасный момент, когда кто-то приходил, Коран и «жейнаш» быстро прятали в тайном месте у печки.
Дочь Раишат вспоминает: «Я тоже была его ученицей, это было трудное время, учение Корану продолжалось три месяца. Совершая это богоугодное дело, он подвергал себя большому риску. Если бы об этом узнали представители власти, то я никогда больше не увидела бы отца. Но, несмотря на опасность для своей жизни, он во имя Аллаха старался, чтобы мы были религиозными, открыли для себя светлый путь ислама. Выслав весь народ в эти края, сталинское окружение не смогло сломить дух народа, искоренить его религию, традиции и обычаи. Отцу до глубины души было обидно за свой народ, он всегда был готов помочь нуждающимся в поддержке. Для меня сегодня самый главный подарок жизни, — это тот, который подарил мне мой отец – знание Корана и любовь к людям».
В 1953 году Богатыревы переселились в Южный Казахстан. Четыре года они живут в селе Амангельды, в 12 км от города Сырдарья. Там Абдурашид женился на Мейриевой Гошмох. От этого брака у него было четверо сыновей — Башир, Иса, Магомед и Мусса. Все его дети обращались к нему – Махьач.
В 1957 году Абдурашид вместе со своей семьей вернулся на Родину. Они возвратились не в Таузен-Юрт, а снова обустроились в своем родном селе Верхние Ачалуки. Пришлось вновь восстанавливать хозяйство, заново устраивать жизнь. Время шло, рос авторитет Абдурашида-муллы, как религиозного, искреннего и справедливого человека. Он был в близких и дружеских отношениях с известными богословами Гомкартиевым Тагиром, Тоарко-Хаджиевичем, Гагиевым Джамалдином Мусиевичем, Чемхильговым Хусейном Алсбековичем, Аушевым Джабраилом, Боковым Джамалдином, Баракиевым (Торшхоевым) Аббасом и многими другими уважаемыми муллами и алимами.
Абдурашид-мулла в совершенстве владел арабским языком, достиг глубоких знаний религии.
В 1970 г. он вместе с семьей переехал в станицу Нестеровскую Сунженского района. В 80-х гг. началась борьба ингушского народа за право свободного вероисповедания, за восстановление государственной и территориальной целостности. Абдурашид-мулла, как духовный представитель, участвовал на различных собраниях, выступлениях, съездах.
Когда начался путь к открытию религиозных храмов, в станице Орджоникидзевской была построена и официально зарегистрирована мечеть, которая называлась «сунженская районная мечеть». Первым имамом становится Полонкоев Саад-мулла, его наибом (помощником) был Абдурашид-мулла.
В связи с уходом по старости Саад-муллы, по решению духовного управления мусульман Северного Кавказа из города Махачкалы, в 1986 году Абдурашида-муллу назначают имамом. С 1986 по 1991 гг. он был имамом сунженской районной мечети.
К нему приезжали люди с разными вопросами и проблемами со всего Северного Кавказа.
Абдурашид-мулла был очень гостеприимным хозяином, ни один день не проходил без посетителей, стол в его доме всегда был накрыт, а двери открыты перед гостями. Как-то пришли к Абдурашиду-мулле посетители из с. Галашки, и один старик спросил его: «Абдурашид-мулла, когда я совершаю намаз, то забываю сколько ракатов сделал, какую суру прочитал. В чем может быть причина?»
Он ответил так: «Тахан вай зама – т1еххьара зама я, ер харц дуне да, д1ахо ч1оаг1аг1а дицлургда вай, со а т1ехь вицлу, х1ана аьлча, вай хьалбуаш бола кхача б1ехбеннаб, вай молаш дола хий ц1ена дац, вайна б1аргагуш дола цхьацца дола х1амаш дика дац, шевар тоавала хьажа дезар вай, Дала, Пайхамара (а.с.) яхача наькъат т1ехь хила деза, шайт1ай новкъостий хила йиш яц, цудухьа нийсача наькъат вай д1адолхе, из Даьла моастаг1а эшадергда вай, тIаккха вайна Даьла раьза а хургва».
Он был со всеми любезен и деликатен, давал мудрые советы и всегда старался положительно решить вопросы и ответить на них. Ему прежде всего нравилась искренность в человеке. Он уделял большое внимание общественной жизни своего села и района. Был депутатом Сунженского районного совета народных депутатов ЧИАССР. В первые годы «перестройки» в начале 1990-х гг., когда государство уже не вмешивалось в дела религий, началось стихийное движение за строительство новых мечетей, пропаганду исламских ценностей, традиций. Во многих селах и городах Чечено-Ингушетии, как и в других мусульманских регионах страны, начали возводить новые соборные и джамаат-мечети, стали открываться медресе, исламские институты. Но самым радостным событием для верующих стало официальное разрешение государства исполнять хадж в Мекку и Медину.
В 1990 г. (июнь-июль) отправилась первая группа паломников из Чечено-Ингушетии. Среди них были Абдурашид-мулла и другие известные люди. После совершения хаджа Абдурашид говорил, что это была его давняя мечта с детства – однажды, когда-нибудь, посетить эти святые места.
С 1991 по 1992 гг. он был имамом села Алхасты, а с 1992 по 1996 гг. – имамом ст. Нестеровской. Скончался он от продолжительной болезни 8 марта, в благословенную пятницу 1996 г. Он оставил после себя потомству целую библиотеку религиозных, арабских печатных и рукописных книг. В станице Нестеровской, где жил Абдурашид-мулла, сегодня есть джамаат-мечеть и медресе, названные в его честь.
Абдурашид-мулла Богатырев оставил яркий след в духовной жизни ингушского народа. Он был истинно на пути Всемогущего Аллаха!

М. Барахоев

№ 18-19 (12153-154), шоатта, 9 февраль, 2019 шу / суббота, 9 февраля 2019 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *