БОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ

В Магасе состоялась Международная научно-практическая конференция, посвященная 75-летию сталинской депортации ингушского народа

В минувший вторник в Ингушском научно-исследовательском институте гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева прошла Международная научно-практическая конференция, посвященная 75-летию сталинской депортации ингушского народа. В истории Ингушетии немало горьких страниц, но величайшая трагедия, начавшаяся 23 февраля 1944 года, занимает особое место. В период тотальных антинародных сталинских репрессий более 680 тыс. граждан Северо-Кавказского региона, в том числе 92 250 ингушей, в принудительном порядке были выселены в Казахстан и Республики Средней Азии, а также в отдельные области и края Российской Федерации. Народы, подвергшиеся сталинскому геноциду и поставленные на грань выживания, прошли тяжелейшие испытания и неисчислимые потери, а последствия поголовной депортации и до сей поры дают о себе знать в судьбе каждого из них.

ОБРАЩАЯСЬ с приветствием к гостям и участникам конференции, директор Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева, доктор филологических наук Нина Барахоева отметила, что печальная дата депортации ингушского народа, тринадцать беспросветных лет, проведенных ингушским народом вдали от своей родины, показали силу и величие народного духа. Несмотря ни на что, наш народ сумел сохранить себя, обрести свою государственность, и сегодня Ингушетия динамично развивается. Это результат деятельности наших предшественников и современников, чьи многолетние усилия не прошли даром. Нина Барахоева подчеркнула, что сегодня на каждом из нас лежит огромная ответственность за завтрашний день родной республики. Продолжать строить новую Ингушетию с ориентиром на лучшее будущее – наш долг перед теми, кто не дожил до возвращения на Кавказ, кто погиб в жерновах бесчеловечных сталинских репрессий.
В продолжение своего выступления Нина Барахоева представила участникам и гостям конференции книгу, посвященную 75-летию депортации ингушского народа, изданную возглавляемым ею научно-исследовательским институтом. В солидное издание вошли материалы конференции – статьи, выступления и доклады не только наших соотечественников, но и представителей научных кругов ближнего и дальнего зарубежья. Научные изыскания 25 авторов охватывают различные аспекты процесса депортации: от подготовки до последствий, выразившихся в демографической катастрофе для всех депортированных народов. В сборник также включены документы и фотоматериалы, относящиеся к периоду депортации, многие из которых публикуются впервые.
— Неоценимая заслуга в издании этой книги, а также в подготовке нашего сегодняшнего Международного научного форума принадлежит известному ингушскому предпринимателю и меценату, руководителю «Россельхозбанка» Ахмету Исаевичу Мальсагову, человеку, который вот уже многие годы вносит весомый и яркий вклад в развитие науки и сохранение культуры Ингушетии, — сказала Нина Барахоева.
Сборник, изданный ингушскими учеными при поддержке Ахмета Мальсагова, действительно получился солидным по качеству полиграфического исполнения и весьма глубоким по содержанию. Лично мое внимание сразу привлекла научная работа доктора филологических наук, профессора Ставропольского государственного педагогического института Марины Чотчаевой «Поэзия выселения карачаевцев». В ней автор, в частности, отмечает, что надежда на возвращение свободы, духовная основа оптимизма национального самосознания опиралась на многовековой опыт и народную мудрость: все имеет не только свое начало, но и свой конец. Исламская философия смирения, терпения, наложившаяся на древний горский этикет, создала концепцию свободы, которая оказалась необычайно жизнеспособной. В рамках этой концепции идеи свободы личности переплетаются с идеями свободы всего народа, а оптимизм национального самосознания – с идеями выдержки и терпения.
Почувствовав на уровне инстинкта всю опасность, нависшую над ними, как над этнической единицей, карачаевцы в период ссылки обращаются к своим истокам. И тут никак невозможно преувеличить роль литературы.
Слова о трагедии депортации ингушского народа прозвучали на конференции в выступлениях заместителя министра по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия Руслана Мизиева, федерального инспектора по РИ Постпредства Президента России в СКФО Виталия Смирнова, помощника Председателя Правительства Республики Ингушетия Тимура Гайсанова, общественных деятелей Бекхана Арапиева, Абдул-Керима Эльджаркиева и Рааса Дошаклаева.
Научную часть конференции открыл доклад кандидата политических наук Лейлы Арапхановой, в котором она достаточно глубоко и полно осветила вопросы, связанные с социальным и правовым положением ингушей в условиях спецпоселения в 1944 – 1957 годах. Исследуя в своей работе правовые нормы регламентации и условия жизни спецпереселенцев, автор отметила, что, несмотря на 75-летний рубеж, отделяющий нас от дня депортации ингушского народа в Казахстан и Среднюю Азию, тема репрессий сохраняет свою актуальность в силу преступности самого акта депортации, направленного против человечности, а также губительных последствий этого акта, повлекшего за собой социально-политические, демографические, экономические, территориальные и культурно-образовательные потери для ингушского народа.
Анализ условий и режима организации спецпоселения, их влияние на возможность адаптации депортированных к новым социальным, экономическим, правовым и климатическим условиям является важной составляющей в оценке пагубных последствий репрессивной политики для государства в целом. Ограничение основополагающих прав и свобод депортированных в указанных сферах самой системой и создаваемые спецкомендатурами административные барьеры на пути к социализации спецпереселенцев с Северного Кавказа привели к самым тяжелым последствиям, в результате которых погибла почти половина населения.
Акции по принудительному переселению целых народов, предпринятые в середине прошлого века в СССР, спровоцировали создание нормативно-правовой базы, с одной стороны закреплявшей произвол режима, а с другой стороны – противоречившей основным положениям Конституции СССР. Спецпереселенцы были лишены практически всех гражданских прав, а принимавшиеся органами государственной власти Указы и постановления лишь только ужесточали условия их проживания и трудоустройства в местах вынужденного пребывания. В подтверждение этого в докладе Лейлы Арапхановой были приведены и проанализированы различные документы и факты, свидетельствующие о преступном характере сталинского режима.
Доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра РАН Тамара Биттирова свой доклад посвятила деятельности карачаевца Махмуда Дудова по возвращению на родину депортированных народов Северного Кавказа. Его научные труды и общественная деятельность стали известны широкому кругу читателей только четверть века назад. До этого всякое упоминание его имени сопровождалось характеристиками, создающими образ ярого антисоветчика. Между тем, выявленные на сегодняшний день публикации и выступления Махмуда Дудова на «Радио Свободы», сотрудником которого он был многие годы, говорят о самоотверженной деятельности славного сына Кавказа, нашедшего силы и возможность довести до мирового сообщества трагедию высланных народов. Надо признать, что правозащитная деятельность выходцев с Кавказа, в том числе и М. Дудова, во многом ускорила возвращение горских народов на родину.
В своем докладе «Трагедия, застывшая в детской памяти» доктор исторических наук Зейнап Дзарахова на основе собранного ею полевого материала проследила судьбы ингушских детей, которые в силу различных обстоятельств остались чужими в родных краях, отстав от взрослых, гонимых прикладами, в день 23 февраля 1944 года. По сути, каждый такой ребенок был обречен и лишь немногие смогли потом соединиться со своими семьями. Благодаря добрым людям, кто-то из них был принят в грузинских, кабардинских, русских, дагестанских семьях.
Таким же пронзительным и эмоциональным стало выступление на Международной конференции, посвященной 75-й годовщине депортации ингушского народа доцента ИнгГУ, кандидата философских наук Хавы Акиевой. Ее искусствоведческий интерес привлекла выставка «Эхо трагедии 1944-го…», открывшаяся в залах Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия и натолкнувшая автора на искусствоведческий анализ категории трагического в произведениях ингушских художников.
История сухо свидетельствует о политических целях депортации, об основных участниках принятия и проведения в жизнь этого решения, о формах осуществления, по сути, геноцида в отношении целых народов, об условиях расселения и проживания на новых местах депортированных женщин, стариков, детей. Сложность для художника заключается в том, чтобы суметь поймать один лишь момент, уловить небольшую деталь, в которой пытливый зритель сможет прочесть большую историю жизни человека и народа. Исследуя полотна известных ингушских художников Б.М. Сагова, И.А. Барханоева, З.А. Эсмурзиева, А.Б. Майриева и Х.А. Акиева, Хава Акиева продемонстрировала, как в живописи трагическое рождает не смерть как таковую, а гибель некоего идеала человечности.
Ладимир Боков, руководитель центра по изучению литературно-культурного наследия народов Северного Кавказа им. Ахмета Бокова посвятил свой доклад роману А.Х. Бокова «Узкие ворота» — невымышленной истории о депортации.
Тяжелейшие первые годы депортации нашли отражение в докладе Висан-Гирея Танкиева, кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника отдела новой и новейшей истории ИнгНИИ им. Ч.Э. Ахриева. По явно заниженным официальным данным, отметил, в частности, он, только за один 1944 год ингуши, чеченцы, карачаевцы и балкарцы потеряли 23,7%, крымские татары, болгары, греки и армяне — 19,6%, калмыки — 16,4%, турки и курды – 14, 6 % населения. Висан-Гирей Танкиев поделился с гостями и участниками конференции и личными воспоминаниями, которые стали горькими отметинами его детства, пришедшегося на годы депортации ингушского народа.
— Сегодня я присутствую здесь, чтобы выразить наше сочувствие горю ингушскому народа, который вместе с балкарским народом и другими народами, был на долгие годы насильно оторван сталинщиной от своих корней, — сказал, выступая на конференции, Хадис Тетуев, историк, председатель фонда помощи сохранению памятников истории и культуры «Сто шагов к Кайсыну» (Кабардино-Балкарская Республика). — Это общая боль наших народов, боль поколений, живущая в наших сердцах, которую невозможно передать словами и которая не может быть изжита временем. К сожалению, и сегодня в некоторых научных работах и книгах, оскорбляющих нашу память и историю, прослеживается мысль о том, что мы были репрессированы правомерно. Огромное количество таких материалов появилось в последние годы в интернет-пространстве. Наверное, это становится возможным потому, что мы, репрессированные народы, не принимаем более эффективных мер, способных поставить заслон лжи и наветам, не требуем со всей твердостью и решимостью, чтобы на законодательном уровне были приняты решения, способные остановить этот вал клеветы. Само восстановление национальных автономий наших народов не привело к их полной политической реабилитации. Ведь полная политическая реабилитация – это совокупность юридических мер, которая включает в себя в первую очередь и территориальную реабилитацию. Немаловажной является для нас и культурно-нравственная реабилитация. Многие наши старики погибли в депортации и не успели передать другим поколениям тот кладезь знаний, хранителями которого они были. Наша с вами задача – по крупицам восстанавливать нравственные и культурные ценности, присущие нашим народам. Сегодня это является важнейшей задачей, на решение которой должны быть направлены все наши усилия.
По завершении Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию сталинской депортации ингушского народа, все собравшиеся на ней стали свидетелями глубоко символичного события, свидетельствующего о неразрывной связи балкарского и ингушского народов. Известный балкарский ученый Тамара Биттирова преподнесла в дар своей ингушской коллеге кандидату философских наук Лемке Агиевой национальный балкарский платок. Он был изготовлен талантливыми балкарскими умелицами несколько десятилетий назад, но сохранил свою первозданную красоту и великолепие до наших дней.
Лемка Агиева, ученый секретарь ИнгНИИ гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева известна своим горячим стремлением к сохранению древних традиций и обычаев ингушского народа. Красивый жест Тамары Биттировой стал признанием ее заслуг и неустанной повседневной работы в этом направлении.

Ахмет ГАЗДИЕВ

№ 25 (12160), ера, 21 февраль, 2019 шу / четверг, 21 февраля 2019 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *