Декларирование доходов и расходов государственных гражданских служащих и членов их семей

Статья 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — закон о противодействии коррупции) устанавливает обязанность государственных гражданских служащих и членов их семей представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Распространение обязанности предоставления сведений о доходах на членов семьи государственного служащего потребовало внесения соответствующих изменений в законодательство, в частности в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также принятия ряда нормативных правовых актов.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента России от 2 апреля 2013 года № 309 в Закон о противодействии коррупции внесены некоторые изменения:
— установлена обязанность предоставления сведений не только о доходах, но и расходах самого госслужащего, но и его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
— определил, что указанная обязанность возникает не у всех государственных служащих, а только у замещающих должности, входящие в специальный перечень.
Представляется, что законодательство о государственной гражданской службе должно более дифференцированно подходить к вопросу осуществления контроля за доходами и имуществом служащих. Целесообразно закрепить такую обязанность в отношении достаточно узкого круга служащих, занимающих руководящие посты преимущественно в исполнительных органах власти и принимающих ответственные решения, связанные с большими финансовыми потоками. В этом случае следовало бы закрепить обязанность предоставления таких данных не только своих супругов и детей, но и всех лиц, связанных с ними отношениями близкого родства или свойства.
В качестве примера в этом плане может быть использован перечень, содержащийся в п. 5 ч. 1 ст. 16 закона о гражданской службе (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов). В настоящее же время практически все федеральные органы власти приняли собственные нормативные правовые акты, утверждающие перечни соответствующих должностей.
Анализ данных нормативных правовых актов позволяет констатировать, что в каждом государственном органе этот вопрос решается по-разному. Очевидно, что во многом это связано с тем, что данный Указ включает в перечень не только должности высшей группы, но и иные должности гражданской службы, замещение которых связано с коррупционными рисками. Однако отсутствие четких критериев отнесения к должностям, связанных с коррупционными рисками, приводит к тому, что на практике в этот перечень входят лица, замещающие должности не только высшей группы, но и, например, должности главной и ведущей групп. Например, в Министерстве финансов России в данный перечень, вошли должности главной и ведущей группы (ведущий консультант, консультант). В Федеральном агентстве железнодорожного транспорта в перечень включены, кроме должностей высшей группы, должности «руководители» главной группы, а также должности, относящиеся к категории «специалисты» ведущей группы.
Российская правоприменительная практика показывает, что процесс декларирования доходов и имущества гражданскими служащими еще далек от совершенства. Первый год реализации норм законодательства в этой сфере выявил уже ряд серьезных правовых пробелов, которые необходимо восполнять в самом ближайшем будущем. Назовем некоторые из них.
1. Ответственность за непредставление или представление ложных сведений о доходах. Закон о гражданской службе предусматривает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В таком случае он подлежит увольнению по п. 13 части 1 статьи 33 закона о государственной гражданской службе. Положения же закона о противодействии коррупции предусматривают за совершение указанных действий санкции в виде увольнения с государственной службы либо применения иных мер юридической ответственности. Таким образом, по се смыслу гражданский служащий может быть в таком случае не уволен с государственной гражданской службы, а привлечен к другому виду ответственности. Возникает коллизия, влекущая за собой определенные сложности у правоприменителя об избрании меры ответственности.
Представляется, что для ее преодоления потребуется внести изменения в закон о противодействии коррупции и указать, что неисполнение обязанности предоставления сведений о доходах, имуществе или обязательствах имущественного характера является несоблюдением ограничений, связанных с государственной гражданской службой, и влечет увольнение со службы. В настоящее время эти вопросы урегулированы Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
Данный Указ закрепляет альтернативные полномочия по осуществлению проверки — самостоятельно или путем направления запросов в правоохранительные или контрольные органы. Кроме того, проверка является не обязательной, а выборочной. Необязательность проверки сведений представляется нелогичной в связи с содержанием норм Закона о противодействии коррупции, согласно которым непредставление гражданином при поступлении на государственную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о доходах либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную службу.
Закон о государственной гражданской службе содержит норму о возможности передачи сведений о доходах для опубликования средствам массовой информации, в порядке, определенном нормативными правовыми актами РФ. Один из них — Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования». На официальных сайтах размещаются и общероссийским средствам массовой информации представляются для опубликования следующие сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:
а) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих лицу, замещающему государственную должность РФ (федеральному государственному служащему), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них;
б) перечень транспортных средств, с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности лицу, замещающему государственную должность Российской Федерации (федеральному государственному служащему), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям;
в) декларированный годовой доход лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (федерального государственного служащего), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
При этом запрещается указывать:
а) иные сведения о доходах, помимо перечисленных выше;
б) персональные данные супруги (супруга), детей и иных членов семьи лица, замещающего государственную должность РФ (федерального государственного служащего);
в) данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации лица, замещающего государственную должность РФ (федерального государственного служащего), его супруги (супруга), детей и иных членов семьи;
г) данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих лицу, замещающему государственную должность РФ (федеральному государственному служащему), его супруге (супругу), детям, иным членам семьи на праве собственности или находящихся в пользовании;
д) информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.

Управление
Минюста РФ по РИ

№ 36 (12171), шинара, 12 март, 2019 шу / Вторник, 12 марта 2019 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *