Насколько правы покупатель, клиент и абонент?

К Всемирному дню потребителя

15 марта – Всемирный день прав потребителя, то есть наш с вами, тех, кто ежедневно что-то приобретает, будь это продукты питания или другие товары и пользуется услугами государственных, частных или муниципальных служб. По этому закону потребитель имеет право на информацию, на безопасность, право на выбор и право быть услышанным. Об этом еще в 1961 году на Конгрессе США заявил президент Джон Кеннеди, который и был инициатором этого праздника. Кеннеди впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал четыре основных его права. «Потребители — это все мы, — сказал Кеннеди. — Потребители — крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение…» Но это единственный голос, которого зачастую не слышно. Впоследствии Всемирная организация союзов потребителей дополнила закон, добавив к уже существующим четырем правилам еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. И теперь Кодекс потребителя включает восемь прав.

Россия впервые отметила Всемирный день защиты прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги системы защиты прав потребителей.
Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту прав потребителей, а значит интересов всего населения, была вызвана тем, что действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, продавца (исполнителя), являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны прав и интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и просто ставили потребителя в фактическую зависимость от воли продавца (исполнителя, изготовителя), о равноправии сторон приходилось говорить только формально.
Государственных торговых точек давно нет, зато в избытке невежество, хамство и безразличие к потребителю. Одна часть населения в погоне за прибылью любой ценой, старательно обдирает другую. Человек, приобретая товары и продукты, пользуясь услугами, платит свои деньги, кровно им заработанные. Потребителю хочется, чтобы в магазине или на рынке были хорошие условия, чистота, опрятные и компетентные продавцы, чтобы можно было без проблем купить необходимое и уйти довольным. Чем не сказка Андерсена? Наша реальная действительность такова, что, побывав на каком-нибудь рынке или в магазине, вы на себе ощутите все «прелести» ингушского сервиса. И начинается все это с подъездных путей к тому же рынку. Например, рынок «Фабричный» на оживленном месте: дороги забиты автотранспортом, нет стоянок, асфальт на территории рынка весь в ямах, кругом пыль и грязь, а если еще дождик полил или снег выпал — гололедица, лужи, отбросы и мусор на каждом шагу. Ценников, указывающих стоимость товара, нет и в помине, кругом все загорожено и перекрыто, канализация порой переливается на тротуары и стоит вонь. В мясных павильонах вы не увидите ни одного продавца в белом халате, зато вам легко могут в виде довеска к купленному мясу бросить какой-нибудь не всегда свежий кусок. Нас, мало того, что цены «длинные», еще старательно обвешивают. В торговых залах ежедневно тысячи людей: теснота, как в муравейнике. Вот вам и права потребителя по-ингушски. Даже в советские времена единственный в Назрани альтиевский рынок был намного ухоженнее и чище, чем нынешние, и на машинах к торговым рядам не подъезжали, а ставили на стоянку, но в те времена не было проблем с парковками. Или рынок «Новый», известный, как «Хамхоевский» — недавно он по представлению санэпидемстанции был закрыт. Причина – антисанитария. Возьмите любой базар, неважно, что там продают — хлеб или гвозди: парковок нет, теснота и все уже вышеперечисленные проблемы.
В последние годы в городах резко увеличилось количество торговых точек, и порой трудно определить, кого больше, торговцев или покупателей. Но уровень сервиса в отдельных магазинах такой, что, побывав в нем однажды, ты не захочешь пойти туда еще раз. Например, звучно слышится слово «супермаркет», и вывеска, и новое светлое здание с улицы, приветливо приглашающее обывателя зайти в торговый зал… А дальше? Тележек нет, как нет и металлических корзин для товара. У покупателя в одну охапку все необходимое не помещается. Как быть потребителю, защищенному законом, и будь мы друг к другу немного добрее – надо ли было говорить о прописных истинах? И еще: купленный товар должен быть упакован в пакет и пакет этот должен быть для покупателя бесплатный, в советское время мы же не платили за бумажный кулек, и дело здесь не в двух рублях, а в принципе справедливости. Но эти два рубля за один торговый день приносят продавцу реальный доход. А потребитель? Как в ходовой рекламе: все равно купит. Суммируя все вышеизложенное, получается, что к потребителю нет уважения, он платит за унижение свои деньги. Что может быть абсурднее? На бумаге все гладко: имеем право был услышанными, требовать возврата денег за некачественный товар. А на деле? Кто услышит ингушского потребителя и выведет торговый, в частности, сервис Ингушетии на уровень 21 века? А ведь такая картина, куда ни глянь, не только в торговле. К слову сказать, в 1989 году в СССР была создана Всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли антимонопольный комитет, Госстандарт, санэпиднадзор, общества потребителей, кредитные союзы и другие. С их помощью множество людей сумели отстоять свои интересы в сложных ситуациях, нередко возникающих по обе стороны прилавка и в сфере услуг. А ныне? Для органов государственной власти важны налоговые поступления в республиканский бюджет. Продавец должен заплатить за торговое место и за патент. Все это сказывается на цене товара, и ложится на плечи потребителя, на наши плечи и конца этому беспределу не видно. Интересно, куда смотрят контролирующие торговлю органы, когда ингушский потребитель будет услышан и защищен властью, декларирующей его права, чтобы это не был праздник «со слезами на глазах».

Подготовил М. Ханиев

№ 37-38 (12172-173), ера, 14 март, 2019 шу / Четверг, 14 марта 2019 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *