Великая цена прощения

Нередко мы наблюдаем за тем, как между молодыми ребятами, и даже взрослыми людьми происходят драки на почве мелких ссор. Зачастую межличностные конфликты происходят в любой среде. Однако в ссоры и драки они обычно перерастают в определенных кругах. Особенно это происходит в кругу неблагополучных семей, или же когда одна сторона остается обиженной, то есть когда дело не доводят до истины и не решают ссоры правдой.

Большая часть ссор и драк возникает на почве конфликта между знакомыми людьми, и даже случайными прохожими. Нередко в результате бытовых ссор происходят и убийства. В таком случае компетентные в данном вопросе органы наказывают виновных. Но в ингушской среде после наказания властей виновному приходится все же остерегаться людей, которым он причинил боль, нет разницы, когда это случилось – вчера или лет 50 назад. Находятся те, которые берут кровь за кровь. Это называется «кровная месть».
Институт кровной мести в ингушском обществе имеет глубокие корни тысячелетней давности. «Кровная месть» по-ингушски «чIир», а по-грузински «чIири». Значение этого слова – «кровь за кровь». Кровная месть в Ингушетии до сих пор остается живым механизмом неформального, но подчас единственного эффективного права.
Всегда в ингушском обществе существовал народный орган «Маслахьат тоаба» (примирительная комиссия), который и занимался тем, чтобы наказать виновного и попросить у обидчиков остановить кровную месть, дабы не пролить кровь невиновных людей. Это было всегда, и по сей день также разрешаются много спорных моментов, межличностных конфликтов и кровная месть. Оставляя кровь за убитого, сторона обидчиков может взять с виновников определенный штраф, может и не брать его.
За последние несколько лет властям республики, духовенству и старейшинам удалось примирить фактически большинство враждующих семей. Только за прошлый год было разрешено более 80 спорных моментов, из них около 10 случаев – прощение крови.
Какой бы сложной ни оказалась кровная месть, близкие и дальние родственники убитого участвуют в разрешении мести. А виновник мести и его родственники избегают встречи, говорить и иметь какие-либо общие дела со всеми родственниками убитого по отцу и по матери, его родными «фамильными» племянниками. Если умирает какой-нибудь человек, то в таком случае обязаны посетить «таьзет» (похороны). Это одно из исключительных мест, где виновникам ничего не скажет противостоящая сторона. А другие обычные места они избегают, объясняя это тем, что питают неприязнь к тем или иным семьям.
Говорить о кровной мести можно долго и бесконечно. По милости Аллаха усилиями примирительной комиссии, духовенства и местных властей большинство конфликтов разрешается. Но все же остается немало таких случаев, где обидчик совершает кровную месть, понимая, что за это его не убьют.
Возникает вопрос: а как это смотрится со стороны ислама, как разрешать кровную месть по законам шариата7. Это мы попытались узнать у известного богослова, исполнительного директора КПЦ «Рассвет» Ахмеда Тангиева.
— В каких случаях по шариату допускается убийство на почве кровной мести?
— Вообще в исламе убийство допускается в трех случаях — вероотступничество, прелюбодеяние и кровь за кровь. Но все эти три случая допускаются лишь только по решению шариатского суда. В противном случае, как самосуд это запрещается. Самосуд в исламе вообще запрещен. И если человек через самосуд вынесет решение и убьет вероотступника, или убьет прелюбодея или прелюбодейку сам, или убьет человека, то он будет отвечать так же, как и тот, кто совершил этот грех. То есть он будет нести за совершение данного греха ответственность. Аллах в Коране говорит: «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения». Аллах рассердился на него, проклял его и приготовил ему мучительное наказание, то есть это предупреждение нам, что мы не можем убивать человека, соответственно, если человек убивает кого-то, то мы можем требовать кровную месть, но мы ее требуем от судьи, чтобы он вынес решение по убийству нашего близкого человека. Например, мы можем прийти к судье и сказать, что данный человек является убийцей и так далее, и мы требуем кровной мести, и судья тогда должен вынести решение о его убийстве. Но есть также случаи, когда родственники могут простить его и потребовать выкуп. Либо они могут сказать: мы прощаем полностью, ничего нам от него не нужно и выкупа и убийства мы не требуем, и оставить его. Несмотря на то, что одна часть семьи будет требовать кровной мести – убийства, а вторая часть – простит, то они уже не могут его убивать, то есть если какая-то часть простит его, то простить его обязаны все.
— Бывает такое, что в результате драки человек получил несколько огнестрельных и ножевых ранений и ответным выстрелом убивает нападавшего. Какое наказание он должен понести?
— Этот вопрос вообще индивидуален, то есть надо, чтобы следователь рассмотрел как и что конкретно произошло, в лучшем случае есть хадис Пророка Мухаммада (а.с.в.): «Если мусульманин поднимет оружие против другого мусульманина, то они будут оба в аду». У Пророка (а.с.в) спросили: «Как это так, понятно, что убийца будет в аду, ведь он же убил, за что будет гореть в аду убитый?». Пророк Мухаммад (а.с.в) сказал: «Ну, ведь и он тоже хотел убить». То есть, если два мусульманина враждебно будут относиться друг к другу и друг с другом сражаться, пытаться убить и один другого убьет, то они оба в аду будут согласно хадису. Поэтому то, что касается этого вопроса, следователь должен детально все изучить, что и как произошло. Если человек сам не хотел его убивать, но по ситуации получилось так, что он защищал свое имущество, честь своей женщины и так далее, причин для этого может быть масса, нужно исходить из конкретных ситуаций, то наказания он не несет никакого, если он не был виноват в этой ситуации, если он намеревался и хотел его убить, все зависит от намерений. В исламе, как сказал Пророк Мухаммад (а.с.в), дела оцениваются по намерению. В каждой ситуации нужно исходить от намерений, действий, что конкретно и как произошло.
— Может ли брат убитого убить родственника, который вообще не участвовал в драке?
— Нет, не может, он вообще, получается, невинный человек. Аллах в Коране говорит: «По этой причине Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям. Наши посланники уже явились к ним с ясными знамениями, но многие из них после этого излишествуют на земле». Тем более что родственник не имел к драке никакого отношения, в исламе никто не отвечает за грехи другого человека. Если человек совершил какой-то грех, то он сам и должен за него отвечать, именно тот человек, который является родственником, братом или близким. Он никак не несет ответственность за грехи своих близких людей.
— Какие действия в таком случае должны предпринять обе стороны?
— Если вдруг произошла такая ситуация, что один убил другого и, исходя из того, что в нашей республике нет шариатского суда в полном смысле этого слова, как в исламских странах. К примеру, наш шариатский суд решает только бытовые вопросы, споры и иногда кровные мести, но нет наказания, отрубания рук и т. д., то есть наш ингушский шариатский суд он как рекомендательный шариатский суд, он может повлиять только на исключение из села и т.д., поэтому родственники должны собраться и решить, что делать в этой ситуации, но не доводить до убийства, потому что это приведет к самосуду. У нас вряд ли кто-нибудь из имамов возьмет ответственность и скажет, что можно убить человека, потому что Пророк Мухаммад (а.с.в) сказал: «Двое судей из трех будут гореть в аду». Это потому, что судья ошибается и выносит неправильные или несправедливые решения, если кто-то осмелится вынести такое решение, будет уверен, что он не ошибся, то это другой вопрос. Мое мнение: родственники должны собраться, обсудить, что делать в этой ситуации и взять либо полный выкуп, как положено в шариате – это 100 верблюдов, по нашим меркам это около 8 миллионов рублей, установить эту цену за убийство и чтобы они выплачивали этот выкуп. Либо эта семья не нуждается или не хочет касаться этого выкупа, то простить, то есть до убийства я бы не советовал доводить, потому что убийство очень серьезная ответственность, и малейшее упущение или ошибка приведут человека в ад.
— Ахмед, вам спасибо за беседу, и дай Аллах, чтобы никакие споры в нашем обществе не доходили до убийств.

По вопросам кровной мести власти Ингушетии тоже не остаются в стороне. Глава республики Юнус-Бек Баматгиреевич Евкуров лично принимает активное участие в разрешении конфликтов. Примирения семей, которым угрожали кровной местью, добились в Ингушетии благодаря работе примирительной комиссии, созданной при Главе республики.
Да, тяжело оставить кровь за убитого родственника. Но мы не должны забывать о том, что в первую очередь за прощение кровной мести мы делаем благо тому, кто убит.

Илез Матиев

№ 39-40 (12174-175), шоатта, 16 март, 2019 шу / Суббота, 16 марта 2019 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *