АКТУАЛЬНАЯ МОНОГРАФИЯ

В начале этого года вышла в свет монография известного российского философа, доктора философских наук, профессора Келигова Мурата Юсуповича «Философская и религиозная составляющие человеческого духа». Монография издана в Москве издательством «Академический проект», редакционный совет которого возглавляют академики РАН РФ А.А. Гусейнов, А.В. Смирнов, B.C. Степин и др., что говорит о серьезности и значимости данной монографии.

Постсоветское время в истории России является во многом противоречивым и неоднозначным в смысле переоценки многих идеалов и духовных ценностей прошлого. Наряду с прогрессивными моментами в общественном преобразовании, в новой жизни проявляются и явно реакционные тенденции. Эти процессы отражаются в определенной степени в общественном сознании. Философия освобождается от идеологических наслоений и политических оценок. В постсоветской России происходит активный возврат к религии. В условиях мировоззренческой турбулентности, наступившей на рубеже ХХ-ХХI вв., религия провозглашается решающим и порой единственным основанием духовности.
С точки зрения вышесказанного, монография представляет большой познавательный интерес. В своей монографии автор рассматривает проблему понимания человеческого духа как целостной системы теоретических и духовных форм мировоззрения, в центре которого находится взаимодействие религии и философии. Философия возникла позже религии и во многом конфликтовала с ней. Автор отмечает, что «.. .если бы исследователи были более внимательны к богатому опыту взаимоотношений религии и философии, то обнаружили бы весомые доказательства как относительной самостоятельности и ценности каждой из этих областей духа, так и их духовно-мировоззренческой близости…».
Не имея возможности передать в краткой характеристике полное содержание монографии М.Ю. Келигова, отмечу, что авторское понимание духа и духовности основано, в основном, на следующем:
1. Разуму, как высшей форме мыслительной деятельности, принадлежит ключевая роль в жизнедеятельности человека и общества. Со времен античной цивилизации именно с разумом связаны такие высшие проявления сознания, как способность к самоанализу и критическая рефлексия, осознание проблематичности своего существования, творческое воображение и конструирование. Это окрепший разум в лице Сократа развернул ход античной философской мысли в принципиально новое для нее направление — от познания природы космоса к познанию человека. И все последующие основополагающие достижения в истории человечества обусловлены неустанным совершенствованием и ростом мощи человеческого разума.
2. Образуя грани человеческой психической целостности, разум (сопряженный с рассудком, сознанием, интеллектом) и дух неотделимы друг от друга, пронизывают друг друга. Разум и дух составляют ипостаси единого целого. Разум, лишенный духовности, утилитарен и агрессивен, а дух без разума — импульсивен и недальновиден. Вместе с тем единство и совпадение разума и духа имеет смысл лишь в определенном интервале мышления, за пределами которого обнаруживается их содержательное различие.
3. Разуму, как высшему типу мыслительной деятельности, соответствуют и высшие духовные проявления: совесть, честь, достоинство, свобода, нравственный долг, великодушие. Не стоит, однако, недооценивать низший уровень духовности, возникающий из деяний рассудка, души, воли, и направленный на удовлетворение духовных потребностей в форме радости, толерантности, сострадания, веры, милосердия, духовного терпения. Достойное место в творческих исканиях и поступках отдельных лиц занимают и духовные акты, порождаемые в русле иррационального постижения бытия: «безумство храбрых», образцы личного мужества и отваги, верность убеждениям, проявления подлинной любви.
4. Содержательное различение разума и духа не должно сводиться к осуждению неразумия разума, с одной стороны, и возвышения духа над разумом — с другой. Да «сон разума порождает чудовищ (жестокость, мракобесие, алчность, фанатизм, безнравственность), но и неуправляемый и лишенный высоких помыслов дух не отличается благими делами. Подобно тому, как не все деяния разумны, так и не все проявления духа духовны. Если учитывать, что дух бывает больным и здоровым, слабым и сильным, диким и воспитанным, агрессивным и сдержанным, необузданным и толерантным, авантюрным и предсказуемым, порочным и беспорочным, низменным и возвышенным, злым и добрым, то не только разум направлен против духа, но и дух — против разума. Дух не столь уже безупречен и негативные духовные интенции провоцируют энергию разума к осуществлению тех или иных деструктивных актов; «во всякой духовной жизни много такого, чего нельзя назвать элементом культуры».
Особо следует отметить следующие достоинства монографического исследования. В нем подробно и системно рассмотрены такие философские категории, как дух и духовность, начиная с древних времен и до настоящего времени. Автор много цитирует выдающихся философов и мыслителей, что является основой для анализа и мышления. Но наряду с этим автор приводит свою собственную позицию по тому или иному вопросу, и этот совместный материал является основой для анализа и мышления читателей. Только столкновение различных мнений, их анализ приводит к появлению новых, более близких к истине, мыслей. Задача философского мышления — способствовать пониманию и усвоению имеющихся знаний, а усвоение имеющихся знаний невозможно без личной активной мысли. На мой взгляд, автор успешно справился с данной задачей. В данной-монографии автор профессионально и самобытно излагает собственную концепцию и понимание философских категорий «дух и духовность». Рассматриваемый научный труд профессора М.Ю. Келигова написан доступным и ясным языком для понимания читателями, хотя и носит строго академический характер.
В настоящее время профессор М.Ю. Келигов преподает в образовательных учреждениях, передавая свои уникальные знания и опыт студентам и преподавателям. И я не сомневаюсь, в будущем все, кто соприкасался с этим незаурядным ученым — его коллеги и студенты, будут гордиться тем, что слушали его лекции, общались с ним.
Монография, являясь итогом многолетней научно-практической и преподавательской деятельности ученого, будет полезна для студентов, философов, богословов и читателей, желающих повысить свой познавательный и интеллектуальный уровень.

М.А. Дзауров,
доктор технических наук, профессор

№ 73 (12208), шоатта, 18 май, 2019 шу / суббота, 18 мая 2019 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *