Халяль — это дополнительная гарантия качества продукта

Сегодня, наверное, каждый из покупателей сталкивается на рынках и в магазинах с таким явлением, как «халяль». Кто-то просто проходит мимо незнакомой продукции, а наиболее продвинутые и любознательные обязательно поинтересуются, что же это за продукт — халяль. В связи с этим хотелось бы внести ясность в некоторые вопросы, которые возникают у наших покупателей относительно таких продуктов. Многие из нас сталкивались с тем, что производители на своей продукции ставили знак качества «халяль» и злоупотребляли этим: продукт на самом деле не соответствовал требованиям к халяльной продукции. В исламе нет такого обязательства, чтобы маркировать свою продукцию «халяль» или проходить сертификацию. Бренд «халяль» сегодня стал моден среди производителей: это и кафе, и рестораны, и магазины, Тот, кто открывает место, старается как-то отметить в своей вывеске, что это халяль, потому что это привлекает клиентов. Но очень много людей, которые просто вывешивают эту вывеску и не придают значения изучению этого направления. В Ингушетии с большим доверием относятся к продукции, на которой имеется такая маркировка. Для большинства это означает уверенность в том, что данная продукция изготовлена в полном соответствии с исламскими нормами. Должна ли продукция, на которой написано «халяль», проходить сертификацию и кто должен проверять ее на соответствие данной маркировке?

В России сфера «халяль» начала развиваться относительно недавно, когда в магазинах появились продукты, в основном мясные, на которых имелась надпись «халяль». Эту продукцию производили небольшие цеха, а некоторые предприниматели умудрялись организовывать пищевое производство у себя на дому. Затем по мере возрождения и распространения идей ислама в нашей стране, все больше людей стали обращать внимание на свое питание и интересоваться теми продуктами, которые шли в пищу. И многие мусульмане приняли для себя правило – употреблять в пищу только дозволенные продукты, а «халяль» в переводе с арабского языка и означает – «дозволенное». Кроме того, многие немусульмане, распробовав вкус халяльных продуктов, тоже стали чаще их приобретать. Появился устойчивый спрос на такую продукцию, что сразу же заметило предпринимательское сообщество. Ведь бизнесмены постоянно изучают спрос потребителей.
И в начале 2000-х годов к этому делу уже подключились крупные производственные предприятия и объединения. Объем производимой и реализуемой продукции возрос в разы. На рынках и в торговых сетях появились специальные витрины и отделы, где предлагается разнообразная халяльная продукция. Во многих городах появились специализированные магазины и кафе, которые продают или готовят только халяль продукты и блюда.
Вместе с тем, не все предприниматели правильно понимали суть понятия «халяль» и для многих это ассоциировалось с новым брэндом. То есть, для таких «предпринимателей» главным было правильно расположить наклейку или значок «халяль» на своей продукции.
Некоторые пошли еще дальше – стали изображать на этикетках мечети, писать слова «мусульманские», «по-мусульмански» и т.д. Итогом всего этого стало повышение цены на такую продукцию и снижение ее качества. И, к большому сожалению, такая «фальсифицированная» продукция встречается повсеместно – на рынках, в торговых сетях и в предприятиях общественного питания. Кроме того, не все мусульмане обладают хорошим уровнем знаний о «халяль».
Индустрия халяль давно шагнула за порог пресловутого мяса на всевозможных рынках, включая в себя все большее число товаров и услуг. В последнее время «халяль» ассоциируется с дополнительной гарантией качества, а не только какой-то ритуальной пищей. Всё чаще продукцию халяль покупают не только мусульмане, а все те, кто заботится о своём здоровье. Тем не менее, вопрос «халяль или не халяль» не потерял своей актуальности. К сожалению, многие недобросовестные предприниматели в погоне за длинным рублем не брезгуют выдать за халяль все то, что не является свининой. Причиной тому не в последнюю очередь является также недостаточная информация о халяле, а в иных случаях – абсолютное непонимание данной специфики.
Считаем нужным внести ясность относительно некоторых хитростей, на которые идут предприниматели с целью извлечения сверхприбыли. Имеют место быть такие уловки, как, например, надпись «мусульманский», изображения мечети на упаковке или восточный шрифт, невербально указывающий на причастность к халялю и т.д. Все это имеет очень сомнительный характер.
Нельзя не упомянуть также тот факт, продавец, у которого вы приобретаете мясо, не вызывает сомнений, не нужно вдаваться в подробности, при всем вышесказанном нельзя терять человеческого лица из-за куска мяса.
Каждый волен есть то, что он хочет. Но если человек — предприниматель или производитель — позиционирует свою продукцию как халяль, значит, он определяет его качество на основании статьи 10 Закона о защите прав потребителей. То есть, в этом случае должен подтвердить халяльность и не вводить покупателей в заблуждение.
О каких нарушениях мы говорим? Их не так много. Потребителю продукции халяль важно знать:
1. Мясо крупнорогатого и мелкорогатого скота, птицы должно быть забито с именем Аллаха, острым ножом, должны быть перерезаны артерия, трахея, пищевод и яремная вена. Для обывателя важно знать, упоминалось ли имя Аллаха при забое, соблюдаются ли непосредственно забойщиками иные технические моменты. Убитое с именем Аллаха животное током или прочим халялем не считается. Кроме того, убой животного является очень важным и сложным процессом, как по шариату, так и с чисто технологической, физиологической и даже психологической точки зрения. Поэтому процесс убоя требует аккуратного и внимательного отношения к животному и ко всем действиям, связанным с его убоем.
2. Свинина халялем быть не может, даже будучи употребляемой не в пищу, а как элемент одежды – ремни, обувь, куртки и т.п.
3. Чистое мясо, произведенное по технологии халяль, может утратить свою «дозволенность» при соприкосновении с нехаляльным мясом. На практике данное нарушение мы можем увидеть на рынках, когда мясо халяль взвешивают на общих весах со всем остальным мясом, когда режут и рубят одним и тем же инвентарем. Обратите на это внимание!
Любая продукция, которая позиционируется как халяль или по мусульманским канонам, или по требованию ислама, или же с изображением на упаковке мечети, позиционируется и в мыслях, и в мнении мусульман как халяль. И качество халяль должно быть подтверждено определенными документами.

М. БАРАХОЕВ

№ 103-104 (12238-239), шоатта, 13 июль, 2019 шу / суббота, 13 июля 2019 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *