ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД

Такую задачу ставят перед собой педагоги республики накануне нового учебного года

А.Я. Богатырева – талантливый педагог и блестящий управленец. Получив в свое время профессиональное образование, к вершинам педагогического мастерства она шла, работая в обычной городской школе. И надо сказать, что ее путь к признанию был достаточно стремительным – сказались и увлеченность своим делом, и несомненный педагогический дар. Она сразу обратила на себя внимание опытных коллег, снискала любовь учеников, которые и поныне, давно окончив школу, вспоминают своего школьного наставника добрым словом.
Незаурядные организаторские способности Амины Яхьяевны, ее настойчивость в достижении поставленных целей и умение принимать ответственность на себя в полной мере проявились позже, — когда ей довелось возглавить управление образования Малгобекского района. Сегодня А.Я. Богатырева – один из признанных лидеров педагогического сообщества нашей республики, настоящий профессионал, чей взгляд на проблемы образования, безусловно, заслуживает внимания. Накануне нового учебного года с ней встретился специальный корреспондент общенациональной газеты «Сердало».

— Амина Яхьяевна, лето близится к завершению и совсем скоро школьники снова сядут за парты. С каким настроением встречаете вы наступающий новый учебный год?
— Настроение, конечно, приподнятое. И не только потому, что я оптимист по своей натуре. Нам предстоит серьезная, но в то же самое время интересная работа. Образование не стоит на месте, растут и требования, предъявляемые к каждому из нас. В новом учебном году нам предстоит сосредоточить свое внимание на решении задач, связанных с расширением использования современных образовательных технологий в образовательном процессе, повышением качества образовательных услуг всех видов и типов образовательных организаций, расположенных на территории нашего Малгобекского района.
Как и прежде, мы продолжим осуществлять контрольную деятельность за исполнением законодательства в области образования на территории района в подведомственных образовательных организациях, будем работать над обеспечением повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций, сохранением и развитием кадрового потенциала.
Актуальным для нас остается развитие межведомственного взаимодействия в решении проблем сохранения и укрепления здоровья школьников, в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и в совершенствовании системы воспитательной работы и дополнительного образования.
В числе других главных задач — повышение качества преподавания образовательных дисциплин, формирование системы поддержки талантливых детей для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных обучающихся, вовлечение их в олимпиадное и конкурсное движение, а также проектно-исследовательскую деятельность. Немаловажными остаются своевременное выявление семей социального риска и своевременная профилактическая работа с ними.
— Вы упомянули о профилактике правонарушений в системе образования, отметив важную роль межведомственного взаимодействия в этой работе. Надо полагать, в этом направлении уже есть какие-то успехи?
— Профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних на сегодняшний день является наиболее острой проблемой системы образования. И, конечно, определенные серьезные наработки у нас уже есть. На территории муниципалитета выстроена система профилактической работы по межведомственному взаимодействию всех служб профилактики. У нас успешно реализуется подпрограмма «Профилактика правонарушений и преступлений на 2014 — 2020 годы».
В основном дети, состоящие на учете — это мальчики, для которых по природе необходима и интересна занятость в технических объединениях. Не скажу, что таких объединений у нас много, но основная проблема в том, что школьники и посещают-то кружки и секции не регулярно. Причины нежелания заниматься дополнительным образованием разные — от социальных до физиологических. В этой связи нам представляется важным организовать занятость ребят, изучив интересы каждого ребенка и уделив особое внимание старшеклассникам «не нашедшим себя», не увлеченным каким-то полезным занятием.
Не допустить роста преступности среди школьников необходимо и посредством усиления работы с семьей. Это, прежде всего, раннее выявление социально неблагополучных семей и продолжение работы по социально-психологическому сопровождению ребёнка и его семьи. Кроме того, мы планируем организовать работу по привлечению к проблеме преступности родительской общественности в рамках проведения совместных мероприятий, таких как спортивные эстафеты, футбольные матчи, туристические походы и заседания круглых столов.
— Профилактика асоциальных явлений в подростковой среде тесно связана с пропагандой здорового образа жизни. Между тем, в последние годы специалисты Минздрава отмечают в России значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Более того, два года назад прозвучала тревожная цифра – всего лишь 10-12 процентов российских школьников не испытывают проблем со здоровьем.
— В современных условиях проблема здоровья детей действительно приобретает глобальный характер. Разумеется, нами проводится определенная работа, целью которой является формирование у школьников ценностей здоровья и здорового образа жизни, профилактика негативных явлений среди детей и подростков. В частности, у нас реализуются муниципальные подпрограммы «Противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика алкоголизма и наркомании» на 2014-2020 годы и «Безопасность дорожного движения». На первом месте стоит сегодня и работа по профилактике заболеваний, которые традиционно ассоциируются с периодом обучения в школе. Это, в частности, проблемы со зрением, с осанкой, а также заболевания желудочно-кишечного тракта.
Во всех образовательных организациях Малгобекского района составлены планы работы по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. Организованы различные формы работы: беседы, лекции, акции, классные часы. В школах также оформлены и размещены информационные стенды о здоровом образе жизни, вреде наркотиков и негативных последствиях употребления табака и курительных смесей. На сайтах образовательных организаций размещены телефоны доверия и горячей линии, по которым подростки и родители могут обратиться за помощью или консультацией.
Главенствующая роль в укреплении здоровья учеников и пропаганде здорового образа жизни, безусловно, принадлежит спортивно-массовой работе. Важную роль в реализации задач здоровьесберегающей работы играют действующие у нас объединения туристической и спортивно-оздоровительной направленности.
Уделяем мы внимание и обучению школьников правилам безопасности дорожного движения. Проводятся у нас профилактические акции «Безопасный путь в школу», «Я — пешеход», конкурсы рисунков «Азбука безопасности», презентации «Все начинается с ЮИД», «Азбука дорог — родителям», муниципальный и региональный конкурс-фестиваль «Безопасное колесо».
С целью сохранения и улучшения здоровья учащихся в городе Малгобеке и Малгобекском районе в период летнего отдыха детей на базе 11-ти школ были организованы пришкольные лагеря дневного пребывания, которые работали 21 день. В них отдохнули 1467 школьников. Другой формой летней занятости стала организация отдыха в выездных лагерях. 1070 учащихся были заняты оздоровлением в стационарных учреждениях нашей республики и соседней Кабардино-Балкарии.
— Амина Яхьяевна, основным ресурсом развития муниципальной системы образования является кадровый потенциал, который определяется численностью, квалификацией и образовательным цензом педагогического и управленческого персонала. Как бы вы охарактеризовали в целом эту составляющую образовательного процесса?
— Процессы модернизации современной системы образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 гг. предъявляют особые требования к педагогическим кадрам образовательных организаций, диктуют необходимость обеспечения качественного повышения их квалификации, профессиональной переподготовки, условий для непрерывного обучения в течение всей жизни.
Всего в образовательных учреждениях города и района в прошлом учебном году работали 1779 педагогических работников, в том числе 1504 учителей. Из них имеют высшее образование – 1135 человек, начальное высшее – 70, средне-специальное – 291, общее среднее – 8. Высшую квалификационную категорию имеют 106 человек, первую категорию — 114 человек, соответствуют занимаемой должности 1284 человека.
В прошедшем учебном году курсовой подготовкой было охвачено 57% педагогических работников школ. Это и образовательные, и проблемные курсы по подготовке экспертов ОГЭ и ЕГЭ, экспертов по аттестации педагогических работников, курсы для руководителей и их заместителей по УВР, проблемные курсы для учителей по внедрению историко-культурного стандарта, проблемные курсы для учителей математики по интенсивной подготовке обучающихся к ЕГЭ, для учителей начальных классов по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, для учителей, преподающих основы религиозных культур и светской этики.
70 процентов из числа всех педагогических работников наших общеобразовательных организаций прошли обучение навыкам оказания первой медицинской помощи.
В кадровой политике муниципальной системы образования главным звеном является аппарат управленцев. От их стратегического мышления, способности осуществлять долгосрочное прогнозирование и делать ставку на инновации зависит непосредственное управление кадрами, а следовательно, и управление качеством образования. Многие руководители образовательных организаций подтвердили соответствие занимаемой должности.
— Учитель XXI века представляется всем нам человеком энергичным, образованным и легко адаптирующимся к происходящим изменениям. Современный стандарт педагога содержит в себе профессиональные и личностные характеристики, а также требования к учителю со стороны государства. Насколько успешно малгобекские педагоги создают сегодня ту современную развивающую среду, в которой школьники могут получать необходимые знания, новую полезную информацию, осваивать важные для них умения и навыки, которые потом пригодятся во взрослой жизни?
— Педагоги нашего города и района не раз доказывали, что являются талантливыми, творческими, инициативными и креативными людьми. Конечно, от уровня мастерства педагогов, от их профессионализма зависят результаты работы всей системы образования.
Публичной площадкой для обсуждения профессиональных проблем у нас давно стали конкурсы профессионального мастерства педагогических работников. В целях распространения и внедрения современных форм и методов воспитательной практики, повышения воспитательного потенциала и профессионального мастерства педагогов муниципальных образовательных учреждений проводятся профессиональные конкурсы «Учитель года», «Лучший учитель» и «Воспитатель года». Нельзя не учитывать, что без качественно и современно работающих педагогов не будет качественно и современно подготовленного выпускника на любом уровне образования — от дошкольного до профессионального.
На республиканском этапе Всероссийского конкурса «Учитель года» город Малгобек представляли учитель английского языка СОШ №18 Хамзат Умарович Барзагов, учитель русского языка и литературы СОШ №2 Леля Беслановна Картоева и учитель информатики гимназии №1 Фатима Магомедовна Эсмурзиева. Все наши конкурсанты заняли призовые места. Достойное выступление наших участников было оценено членами жюри: Ф.М. Эсмурзиева стала победителем, Л.Б. Картоева и Х.У. Барзагов заняли II место, причем последний получил и приз в номинации «Вдохновение и педагогический артистизм».
Учителя СОШ №5-г., СОШ №12 и СОШ №20 в апреле текущего года принимали участие в муниципальном этапе республиканского конкурса «Лучший учитель математики, информатики и физики». Путевку на региональный этап конкурса завоевал представитель СОШ №5-г. Всероссийское призвание «Лучшие Руководители РФ» получила директор СОШ №2-г.
СОШ №17 стала лауреатом Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров — 2018». Эта школа награждена Золотой медалью «100 лучших школ России 2018», медалью и дипломом лауреата Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны — 2019», медалью, дипломом, грамотой и подарочным сертификатом «900 лучших школ». Успех СОШ №17 отмечен в энциклопедии «Россия в лица» и в журнале «Школа года-2019».
В апреле нынешнего года в Санкт-Петербурге проводился Всероссийский педагогический съезд «Моя страна», ставший профессиональной площадкой лидеров современного российского образования для обмена опытом и мнениями, где обсуждаются концептуальные вопросы развития образования в регионах страны. В форуме принимала участие завуч по НМР СОШ №20 города Малгобека Роза Дундаевна Алероева, которая защитила проект на тему «По пути от учителя к лидеру» в номинации «Лидер в области внедрения инновационных технологий -2019». Она была награждена медалью специальной номинации конкурса «За обучение и воспитание», а общеобразовательная школа №20 вошла в топ-500 лучших образовательных организаций страны-2019 и награждена дипломом и медалью «Моя страна».
Учителя химии СОШ №20 и СОШ №16 в составе делегации Ингушетии приняли участие во всероссийском съезде учителей и преподавателей химии. За активную работу они включены в Ассоциацию химиков России, им вручены Сертификаты за подписью ректора МГУ. Дипломом лауреата Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны-2019» в номинации, «Лучшая сельская школа» награждена ООШ №27.
Точно так же и педагогический коллектив СОШ №28 наравне с успехами в учебной деятельности демонстрирует замечательные показатели в творческих конкурсах различного уровня. Можно отметить успехи нескольких учителей этой школы. И.М. Хаутиев стал победителем в региональном конкурсе «Лучший учитель ОБЖ», Л.М. Костоева лидировала во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма». Д.С. Точиев стал победителем конкурса «За нравственный подвиг учителя».
Учителя СОШ№12 награждены дипломами за подготовку победителя и призера республиканского конкурса сочинений «Бека са мотт!» и за подготовку победителя республиканского конкурса сочинений «Са хьамсара ГIалгIайче» среди учащихся. На республиканский этап конкурса «Лучший учитель ХХI века» от муниципалитета были выдвинуты учителя из СОШ №5 г. Малгобека, С(К)ШИ VII вида с.п. Нижние Ачалуки, СОШ №3 г. Малгобека и СОШ №12.
Отрадно отметить, что детский сад №4 г. Малгобека «Радуга» участвовал в республиканском конкурсе «Лучшее дошкольное образовательное учреждение Ингушетии-2019» и занял первое место среди участников регионального этапа, позже став победителем Всероссийского конкурса-смотра «Лучшие детские сады России — 2019». А вот воспитатель ДОУ «Родничок» Малифунда Бейалиевна Велхиева стала победителем муниципального этапа профессионального конкурса «Воспитатель года — 2018».
Думаю, все эти примеры красноречиво свидетельствуют о том, что наше педагогическое сообщество находится на подъеме и готово работать на достижение новых профессиональных высот. Сегодня мне хочется поздравить всех учителей нашей республики с наступающим новым учебным годом и пожелать каждому из них удачи в нашем общем труде на благо общества. Надеюсь, что многим из них новый учебный год принесет новые успехи и достижения на педагогическом поприще. Все сообща мы будем двигаться вперед и повышать показатели состояния отечественной системы образования.

Интервью вел
Ахмет ГАЗДИЕВ

На снимке: начальник управления образования Малгобекского района А.Я. Богатырева
Фото автора

№ 121 (12256), шинара, 20 август, 2019 шу / вторник, 20 августа 2019 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *