Здравствуй, школа…

В стране начался новый учебный год. В связи с этим вспомнил старый анекдот: соседка жалуется соседу: «Пошла в аптеку, купить валерьянки, но не нашла. Дефицит. То ли родители школьников раскупили, то ли учителя!?»

Отгремели школьные ярмарки и базары. Кто-то, торгуя школьной формой и канцелярскими товарами, неплохо «наварился», а кому-то пришлось залезать в долги. Это вечные проблемы родителей, повторяющиеся каждый год, потому что в своей основе специфика ингушской семьи такова, что в школу приходится собирать, как правило, не одного, а двоих, троих учеников сразу. Знаю семью, в которой четыре ученика. Семья без отца, и можно представить, каково было матери обеспечить своих детей всем необходимым для учебы. Конечно, надо сказать, что в Ингушетии проводились акции по оказанию помощи детям-сиротам и детям из малоимущих семей по сбору их в школу. Ладно, пережили, дети начали учиться. И это всегда праздник. Первоклашки трепетно переступают еще порог школьного класса, а дети постарше более увереннее и свободнее. Свободнее в плане поведения, потому что, побывав однажды на школьной перемене, вы не захотите зайти в школу еще раз. Много школ еще перегружено, а детям после сидения за партой нужно движение и ругать их за это не педагогично. Да и на уроках не все прилежны и внимательны. Живущие возле школ люди, наверное, не раз слышали, как учителя, порой срываясь на крик, пытаются угомонить этих непосед. И валерьянка в этом случае далеко не шутка. С утра по разным углам школы кучкуются опоздавшие на первый урок. Нет в глазах этих учеников ни чувства вины, ни ответственности за свои поступки. Все обычно. На вопрос: почему опоздал — вам наплетут такого, что даже взрослому на ум не придет, а то, что он элементарно проспал – никто не признается. Ни дисциплины, а тем более самодисциплины. И самое плохое, что этот пример в школьной среде весьма заразителен. Все дети — и мальчики, и девочки — хорошо одеты, обуты, с новыми ранцами и портфелями. А ради чего? Чтобы отирать новым пиджаком школьный угол, или пинать мяч школьными туфлями?
Школа только учит. Педагог должен учить, а не стыдить двоечника. А как его научить, если демократические методы не работают? Если у школьника нет понятия дисциплины, и в его голове превалируют свои детские мысли: телефон, компьютер, игры и прочие развлечения?
С этого года в школах республики шахматы стали обязательным предметом, и это просто здорово, потому что шахматы – это гимнастика ума, но как заинтересовать школьника пятого класса этой игрой? Каждое новое начинание требует нового подхода к учащимся. Если детей дома должным образом не воспитывают, не интересуются их оценками и успеваемостью, а превалирует палочное наказание ремнем. Что это дает? Ребенок ведь лучше учиться не будет, а постоянно его «буторить» ремнем – рука устанет.
Мы говорим о падении нравов, конфликте поколений и для многих эти слова стали просто лозунгами, типа: молодежь плохая, а дети учиться не хотят. А почему? Легче всего обвинить учителя: не умеет разглядеть в ученике личность. Наверное, есть и такие учителя, просто отбывающие в школе время, но ведь большинство наших педагогов — добросовестные специалисты, и школ немало построено новых, а школьной дисциплины как не было, так и нет. Элитные школьные учреждения: лицеи, гимназии не в счет, там порядок и дисциплина на первом месте, а остальные?
Единственный выход лично я вижу в оборудовании всех учебных классов, спортивных залов, вестибюлей и окружающей территории школы видеокамерами. Это существенно поможет выявить самых непослушных, и показать их родителям «плоды» их воспитания. Надо что-то с этим делать. В школе должна быть образцовая тишина, а дети должны учиться и, став взрослыми, оправдывать вложенные в них родителями и школой средства и знания, и может тогда в аптеке валерьянка будет в свободном доступе.

М. Ханиев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *