Сохранение исторического наследия

В последние годы население республики очень обеспокоено вопросом сохранения памятников, заповедников и других объектов культурного наследия, находящихся в горной части Ингушетии. Нередко обнаруживаются факты вандализма и других разрушительных действий в отношении памятников истории и все мы понимаем, что с такими явлениями необходимо бороться. Прокурор Джейрахского района Республики Ингушетия старший советник юстиции Балаев Магомед Мусаевич ответил нам на несколько вопросов о работе ведомства в этом направлении.

 

— Магомед Мусаевич, каково общее количество объектов культурного наследия у нас в республике?

— Всего на территории Джейрахского района находится на государственной охране 1858 объектов культурного наследия (125 ансамблей), в том числе 78 объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и 1780 обладающих статусом выявленных объектов культурного наследия.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) являются частью истории народа. Приобщение к истокам собственной культуры гарантирует воспитание любви к Отечеству, эстетического и этического самосознания, формирования духовного стержня людей.

— С этим невозможно не согласиться. Расскажите, пожалуйста, как сегодня обстоят дела с вопросами сохранения памятников культуры на территории республики?

— Если принимать во внимание то, что указанное количество памятников, за исключением нескольких единиц, поставлены на государственную охрану за период с 2015 г. по настоящее время, то можно судить о положительной динамике в вопросах охраны объектов культурного наследия республики. Также важно отметить, что в марте
2015 г. полномочия по государственной охране памятников переданы в Правительство Республики Ингушетия, а в апреле 2016 г. создан уполномоченный орган в этой сфере – Управление культурного наследия Правительства Республики Ингушетия. Передача полномочий была обусловлена изменениями в федеральном законодательстве. И как показала практика, эти изменения возымели положительный эффект в вопросах охраны памятников в Ингушетии.

Но наличие положительной динамики не говорит о том, что все задачи в данной сфере решены. К числу актуальных вопросов, требующих особого внимания, относится предотвращение разрушения памятников ввиду длительного отсутствия мер по сохранению, налаживание режима использования территории памятников, пресечение фактов незаконных реставрационных работ.

 

 

— Магомед Мусаевич, поясните, пожалуйста, в чем состоит основная деятельность прокуратуры Джейрахского района в вопросах сохранения объектов культурного наследия Ингушетии?

— В общем, согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми органами власти, в том числе Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которому сохранение объекта культурного наследия — это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и т.д.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) направлен на выявление нарушений законов, привлечение к ответственности виновных лиц, а также применение мер прокурорского реагирования.

— Какие санкции предусмотрены законодательством в отношении лиц, посягающих на целостность и сохранность памятников?

— По выявленным фактам нарушений виновные лица привлекаются к административной ответственности как постановлениями прокурора, так и на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных вышеназванным управлением.

Административная ответственность за правонарушения в обсуждаемой сфере предусмотрена статьями 7.13, 7.14, 7.14.1 и 7.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушения в данной сфере караются крупными денежными штрафами, а, например, ч. 2 ст. 7.14.1 КоАП РФ предусматривает штраф за уничтожение или повреждение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, на юридических лиц, в размере от одного миллиона до шестидесяти миллионов рублей.

Но ответственность за нарушение законодательства об объектах культурного наследия не ограничивается Кодексом РФ об административных правонарушениях. В зависимости от характера нарушения предусмотрена также и уголовная ответственность.

Так, статьей 243 Уголовного кодекса Российской Федерации, диспозиция которой звучит следующим образом: «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей» предусмотрена уголовная ответственность, в зависимости от тяжести совершенного преступления, от штрафа в размере до пяти миллионов рублей, обязательных либо принудительных работ, до лишения свободы на срок до шести лет.

Кроме того, статьей 243.1. Уголовного кодекса Российской Федерации за нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, также предусмотрена уголовная ответственность от штрафа в размере до одного миллиона рублей, обязательных либо принудительных работ, до лишения свободы на срок до двух лет.

— Приведите, пожалуйста, примеры случаев нарушений закона в данной сфере и расскажите о том, как отреагировала прокуратура?

— В 2017 году прокуратурой района были выявлены нарушения в сфере исполнения законодательства «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Проверкой отражения в материалах территориального планирования сведений о зонах с особыми условиями использования установлено, что в нарушение Градостроительного Кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на картах градостроительного зонирования муниципальных образований с.п. Джейрах, с.п. Бейни, с.п. Ляжги, с.п. Ольгети, на которых отображены объекты культурного наследия, не определены границы территорий объектов культурного наследия.

По итогам проверки в адрес глав муниципальных образований указанных сельских поселений были внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства.

В связи с неустранением в установленный срок выявленных нарушений прокуратурой района в Джейрахский районный суд уже в 2018 году были направлены 4 заявления о понуждении глав сельских поселений устранить нарушения, которые были рассмотрены и удовлетворены, с вынесением решения об устранении нарушений до конца 2018 года.

В рамках исполнения вышеназванных решений суда органами местного самоуправления изысканы денежные средства на указанные цели и соответствующие изменения внесены в карты градостроительного зонирования муниципальных образований.

Также в первом квартале 2019 года прокуратурой Джейрахского района с привлечением специалистов Управления культурного наследия Правительства Республики Ингушетия проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства.

Так, на территории Архитектурного комплекса «Новый Евли», являющегося выявленным объектом культурного наследия, жителем республики осуществлялась хозяйственная деятельность, возведены деревянные конструкции.

В пределах территории Архитектурного комплекса «Ний» другим жителем республики осуществлялась хозяйственная деятельность.

Одна из башен Архитектурного комплекса «Гоуст» (с.п. Бейни), также являющегося выявленным объектом культурного наследия, неустановленным лицом приспособлена под сарай для содержания скота. На месте были видны следы хозяйственной деятельности, помещение башни было захламлено.

В связи с тем, что объекты культурного наследия республики с 2008 года являются федеральной собственностью и закреплены за Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Ингушетия (далее – ТУ Росимущества в РИ), в адрес руководства ТУ Росимущества в РИ было внесено представление, по итогам рассмотрения которого территориальным управлением были проведены мероприятия по устранению нарушений федерального законодательства. На данный момент в архитектурных комплексах «Новый Евли» и «Ний»  деревянные конструкции снесены, нарушения в «Гоуст» (с.п. Бейни) также устранены.

Кроме этого, в настоящее время правоохранительными органами района проводится процессуальная проверка по информации о совершении преступления в отношении памятника культуры, связанного с нанесением надписей на внутренней стене объекта культурного наследия «Храм Альби – Ерды», расположенного в местности Таргим Джейрахского муниципального района.

— Проводятся ли сотрудниками прокуратуры разъяснительные или профилактические работы по вопросам сохранения особо охраняемых объектов на территории Ингушетии?

— Разумеется, органы прокуратуры способствуют охране объектов культурного наследия не только путем выявления и пресечения противоправных посягательств, осуществления жесткого надзора за исполнением органами государственного контроля предоставленных полномочий, но и посредством проведения активной правовой работы среди населения, имеющей целью повышение чувства ответственности граждан за сохранение и преумножение национального культурного достояния.

Основным видом такой работы являются, конечно же, публикации в различных СМИ, в том числе в сети Интернет. Надеюсь, что сегодняшнее интервью также станет поводом для повышения уровня сознания людей о недопустимости нарушений закона в этой сфере правоотношений и причиной устранения условий правонарушений.

— Магомед Мусаевич, куда следует обращаться человеку, желающему принять участие в сохранении или предупреждении разрушения этих объектов?

— Лицам, желающим принять участие в сохранении или предупреждении разрушения памятников, следует обращаться в Управление культурного наследия Правительства Республики Ингушетия. Но со своей стороны отмечу, что работы по сохранению памятников относятся к лицензируемым видам деятельности. Соответственно здесь предусмотрен особый порядок проведения таких работ, основной принцип которого заключается в научном подходе и сохранении историко-культурной ценности памятника.

В случае выявления нарушений или преступлений в рассматриваемой сфере необходимо обратиться с заявлением в любой правоохранительный орган, в том числе в органы прокуратуры, а также непосредственно в Управление культурного наследия Правительства Республики Ингушетия.

 

Ася ГЕТАГАЗОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *