Бесплатное ли образование?

Я задалась этим вопросом, работая над заданием редакции – узнать какова ситуация с обеспечением учебниками в школах республики в нынешнем учебном году. Общаясь с учащимися, родителями и, к сожалению, менее всего с работниками образовательных учреждений, потому как последние, за редким исключением, на малую йоту не впускали представителя прессы во внутришкольную атмосферу, тем не менее, удалось заглянуть на «кухню», на которой готовят подрастающее поколение. Если взять за критерий школьную систему баллов, то в целом за обеспечение учебниками можно поставить оценку «удовлетворительно». Практически во всех школах Назрановского района ученики начальной смены получили полный комплект учебников. В СОШ № 2 села Кантышево не только малыши, но и старшеклассники, по словам библиотекаря Залины Аушевой, имеют все необходимые учебники. Здесь лишь небольшая проблема со средним звеном. – И это мы постарались загладить следующим образом. Двум братьям, товарищам или соседям на двоих выдали один учебник, пояснила библиотекарь. И ее слова совпали с тем, что было услышано от ребят на улице на пути к школе. Например, из опрошенных двух учеников седьмого класса, один имел полный комплект, у второго недоставало три учебника. – Но мне сказали, – заметил подросток, – что они еще могут поступить. В свою очередь и библиотекарь уверила, что администрация школы прикладывает все усилия, чтобы закрыть вопрос полностью. Менее радужно обстоят дела в основной общеобразовательной школе того же села Кантышево. Здесь ввиду того, что в нынешнем году заметно увеличилось число обучающихся (если в прошлом году в первые классы были приняты свыше 50 учеников, то в нынешнем — свыше 70), проблема с учебниками ударила весьма заметно. Администрация школы во главе с директором Зурабом Осмиевым изыскивают все возможности, вплоть до закупки учебников на собственные средства, как нам сказали. Самая неприглядная картина вырисовалась со средней общеобразовательной школой села Алхасты Сунженского района. Здесь родителям не только учебники приходится самим докупать, кстати, за немалую цену — от 500 до 700 рублей за один учебник, но и вносить деньги на обеспечение самой школы. Раньше на ремонт собирали, а теперь на закупку шкафов, на нужды компьютерной техники, на многое другое, даже на лампочки. Эти средства накладны и для бюджета среднего размера. А для малоимущих и многодетных семей более чем обременительны. И почему это в данном учреждении совсем не действуют льготы для детей–инвалидов и детей из малоимущих семей? Ни в плане горячего питания, ни в чем другом ученик, инвалид с рождения, третий ребенок в многодетной малоимущей семье не почувствовал на себе заботливую руку государства. – Ему нужно в обязательном порядке через определенное время есть, в противном случае он плохо владеет собой, ему становится дурно, – говорит мама ребенка. – Сколько времени он проводит в школе с учетом дороги туда и обратно? – поинтересовалась я. – С восьми утра до двух часов пополудни. Мы живем в конце села, очень далеко от школы. Бутерброды с сыром или колбасой, хоть я и не сторонник данного продукта, но на худой конец, ради поддержания здоровья ребенка, я не могу для него позволить. Сыр, к примеру, для нас – большая роскошь. Приходится ограничиваться мучной лепешкой. – Одна лепешка, конечно, мозг не спасет. Ведь это мозг, в первую очередь, страдает от недоедания, а не желудок. Это клеткам головного мозга необходимо питание. Оттуда человеческий организм получает ресурсы для жизнедеятельности. – На этой почве еще приходится давать за каждого ребенка деньги для школы. Вот на нужды школы и садика приходится хорошенько раскошеливаться: у нас пятеро школьников и младшая девочка ходит в детский садик. Была бы возможность устроиться на работу, я бы вышла. Хоть какой–то заработок был бы. Но и с этим большая проблема, а в нашем селе и подавно. – Да как работать, когда в доме столько маленьких детей. И в доме полно хлопот и забот. – Я бы справилась. Только бы было рабочее место. Кто в силах это сделать, дайте рабочее место, чтобы она могла, одновременно воспитывая детей, зарабатывать на покупку недостающих учебников, на бутерброд ребенку– инвалиду, а то обед в школьной столовой где–то половинка порции борща стоит 45 рублей, и половинка плова так же ей не по карману, на вклады для лучшего обустройства школьного и дошкольного учреждений, не говоря об остальных необходимых расходах.

Мадина Кодзоева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *