РОБО-МЫШЛЕНИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО

Образование и развитие человека имеет большое значение в жизни. То, какими знаниями и навыками владеет ребенок, определяет продуктивность и уровень всего его будущего.

Не так давно в России запущена программа доступного дополнительного образования в сфере инженерных наук и на сегодняшний день по всей стране функционирует 89 детских технопарков «Кванториум». К счастью, один такой технопарк открыт в декабре 2018 года и в нашей республике. Расположился инжиниринговый парк в «Центре образования города Магас».

Мы решили узнать о том, какие цели и задачи поставлены перед объектом дополнительного образования и как ведется работа.

Заместитель директора по информационным технологиям «Центра образования города Магас» и руководитель детского технопарка «Кванториум» Ахмет Абдул-Рахимович Дзауров, программист и юрист по образованию, ответил нам на несколько вопросов.

Ахмет Абдул-Рахимович, скажите, зачем нужны технопарки «Кванториум»?

— Сегодня в отношении будущих профессионалов формируются совершенно иные требования, нежели раньше. Учитывая тенденции времени, и в связи с тем, что новейшие технологии внедряются повсеместно и в небывалом ранее темпе, понятия «профессионал» и «специалист» теперь наполняются новыми смыслами. В мировых индустриях давно очевиден сдвиг: во многих профессиях специалист переходит от роли исполнителя к роли исследователя и управляющего процессом. Этот сдвиг на самом деле гораздо глубже – благодаря процессам автоматизации, компьютеризации, роботизации производств и не только в глобальном масштабе происходят коренные изменения в социальных ролях человека. Технологии вплелись в повседневный быт человека, они меняют жизнь коренным образом и изменения эти будут происходить все чаще вместе с внедрением технологий.

Все это требует внедрения дополнительного образования в обучение сегодняшних и будущих школьников и студентов с целью помочь формированию личности с учетом новых условий жизни. Ведь, как известно, существует точка зрения, что справиться с новым вызовом человечество сможет при условии нового витка развития своих творческих возможностей.

«Детские технопарки», появившиеся в том или ином формате по всему миру — знак  нового осмысления роли научно-технического творчества на различных этапах формирования личности. Появление детских технопарков — реакция государства и общественности на социальный запрос на внедрение новых альтернативных структур, направленных на формирование у детей особых способностей в технических видах творчества. Что связано с небывалым  объёмом и развитием новейших технологий. Детский технопарк «Кванториум», в первую очередь, создан для помощи детям, переживающим кризис становления идентичности, в частности профессиональной, во вторую – подготовке профессионалов нового формата, обладающих актуальными компетенциями.

— Какие направления образования включает в себя «Кванториум»?

— Мы предлагаем нашим учащимся 6 направлений обучения, называющихся «квантумами».

 

Автоквантум

 

Автомобили, тракторы, велосипеды, мотоциклы, вездеходы и даже комбайны; ребята изучают устройство автомобиля и правила дорожного движения; основы организации движения и перевозок; безопасность движения и безопасное поведение на дороге; новая мобильность и транспортная инфраструктура; беспилотный транспорт и интеллектуальные транспортные системы — все это изучают в Автоквантуме.

 

Аэроквантум

 

Здесь обучающиеся проходят все этапы жизненного цикла выпуска летательного аппарата, узнают, что такое квадрокоптер, самолет и вертолет, научатся выбирать оптимальные варианты для доставки грузов, организовывать воздушное движение, создавать 3D — туры, проводить автономные полеты и внедрять инновационные технологии в авиапромышленость.

 

IT-квантум

 

Он направлен на приобретение обучающимися фундаментальных знаний в сфере информационных технологий, программирование, а также освоение перспективных направлений: интернет вещей (IoT), машинное обучение (ML), блокчейн, информационная безопасность и др. посредством работы в команде с использованием кейс-технологий.

 

Хайтек

 

Это инженерия, изобретательство, CAD/CAM системы, лазерные технологии, аддитивные технологии, станки с ЧПУ, электронные компоненты, основы технопредпринимательства.

 

Энерджиквантум

 

Изучение альтернативных способов добывания энергии. Основная задача — развить в обучающихся навыки проектной работы на примере энергетики. На базовом модуле обучающиеся знакомятся с основными источниками энергии и структурой энергосистемы своего региона; на углубленном — выходят на реализацию полноценных проектов.

 

Робо-квантум

 

Изучение передовых технологий в области электроники, мехатроники и программирования, конструирование и программирование роботов. Занятия в Робокванте ведутся на конструкторах Lego Mindstorms EV3. Развивается и так называемое «спортивное» направление, и творческие проекты. Работа с готовыми типовыми элементами Lego позволяет быстро и плавно влиться в процесс конструирования роботов, а визуальная среда делает программирование увлекательным и интуитивно понятным.

Также на нашей территории есть небольшой шахматный кружок — это обязательная зона для всех кванторианцев, необходимая для развития мышления учащихся.

— Каким оборудованием оснащен «Кванториум»?

— У нас 152 персональных компьютера, вычислительных машин, несколько интерактивных досок и панелей. Аддитивные технологии — 3D-принтера пяти различных технологий печати, лазерные граверы, фрезерные станки с цифровым программным правлением, фрезерные ручные, точильные, сверлильные, шлифовальные станки, кое-какие робототехнические системы, ветрогенераторы, солнечные панели, электронные измерители, беспилотные летательные аппараты, различные агрегаты транспортных систем, а также разный слесарный и конструкторский инструментарий для реализации идей учащихся и многое другое.

Также у нас имеется промышленный робот — манипулятор «Kuka» немецкого производства, умеющий выполнять ряд действий: переносить мелкие предметы, варить, паять, собирать конструкции, в том числе и компьютер.

— Кто может обучаться в технопарке?

— Все желающие школьники Ингушетии в возрасте от 8 до 17 лет. Обучение бесплатное. Принимаем круглый год: в школьный сезон набираем ребят на базовые и углубленные  курсы, предполагающие курс на 72 и 144 часа обучения, в периоды школьных каникул у нас проходят так называемые «Инженерные каникулы» — краткосрочные курсы.

Если в годичном курсе дети обучаются в одном из квантумов на выбор, то на инженерных каникулах они создают межквантумные проекты, отличающиеся большей задействованностью и масштабностью проектов.

Так, недавно мы с ребятами во время инженерных каникул создали проект «Умный город» — макет города с умным светофором и транспортным средством, которое автономно передвигалось по одному кварталу, останавливалось на остановках, реагировало на препятствия. Этот проект включал в себя деятельность нескольких квантумов, таких, как авто, отвечавший за транспортные системы, энерджи, взявший на себя линии электропередач, IT, занимавшийся разработкой умных светофоров с датчиками движения, и хайтек, ставший необходимым, для того чтобы собрать этот макет.

— Какими достижениями учащихся можете похвастаться за время работы «Кванториума» — неполный год?

— Мы стараемся вовлекать своих учеников во все события инжинирингового мира страны, чтобы они имели возможность знакомиться с работами других ребят из разных регионов и стимул для собственного развития. Учим их, что победа важна, но — неглавное.

Что касается достижений, то в январе этого года наши ребята приняли участие в региональном этапе всероссийского робототехнического конкурса «РОБОФЕСТ-2019», где более 80 участников соревновались за звание лучших начинающих робототехников в 5 направлениях. В рамках отборочного тура ребятам было необходимо собрать робота «с нуля», протестировать его  на поле, выполнить  заезды.

По итогу конкурса, в номинации «РобоКарусель»  ребята в упорной борьбе завоевали два первых, одно второе и два третьих места.

Работа в каждой номинации оценивалась судьями по различным критериям. При этом, помимо технических характеристик, оценивались также творческая составляющая и командная работа.

Также в этом году по итогам регионального этапа чемпионата «Ворлдскиллс Юниоры» учащиеся нашего «Кванториума» заняли 1 и 2 места в направлении «Робототехника».

На данный момент мы готовимся к участию в международной Кванториаде. Из 310 заявленных команд принято только 54 и мы в их числе. Сейчас необходимо пройти заочный этап и пройти очный тур.

Планируем представить проект, в котором разработана надземная транспортная тележка для перевозки грузов и пассажиров, которая передвигается по закрепленному канату и умеет обходить препятствия.

Необходимость такой разработки заключается в минимизации вырубки лесов для прокладывания дорог по живописным местам до дальних точек — гор и т.д.

— Ахмет Абдул-Рахимович, за время работы «Кванториума», были ли созданы какие-то реальные эффективно работающие продукты?

— Мы принимали несколько заказов на производство видеосъемок различных мероприятий с помощью квадрокоптеров, собранных у нас в аэроквантуме.

Также, на данный момент, кванторианцы занимаются созданием настоящего светофора для учебного автогородка «Центра образования города Магас».

Впереди у маленьких кванторианцев много новых ярких событий и эмоций в жизни. Участие в разных конкурсах и соревнованиях, разработка собственных проектов и получение большого количества интереснейших навыков и знаний — может ли быть детство интереснее?

Все желающие устроить своих детей на обучение в «Кванториум» могут обращаться по адресу: город Магас, ул. Чахкиева, 7 Б, «Центр образования города Магас».

 

Ася ГЕТАГАЗОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *