ДАЙ ДЕНЕГ… НА ХЬАЛТАМАШ

В последние годы в нашем обществе появилось такое крайне негативное явление, как попрошайничество. И речь здесь не о приезжих из разных экономически отсталых стран и городов людях, а о представителях нашей нации. Сегодня вряд ли найдется среди работников рынка или других доступных для всякого входящего заведений человек, который удивится бы тому, что кто-то незнакомый подойдет и на ингушском языке попросит у него дать «на спички».

Кто-то скажет всему виной сложная экономическая обстановка в республике, но, вероятнее всего, в случае с нашей нацией эта причина исключается: не так нас воспитывают наши адаты. Дело просто в личном нежелании отдельных граждан заниматься трудом и таким образом содержать себя, а также в недостаточном контроле отдельных категорий населения со стороны правоохранительных органов.

 

Опишу один инцидент из собственного опыта.

Одним субботним днем, когда я с сестрами проводила курсы кройки и шиться в Доме моды на улице Чеченская города Назрани, прямо во время занятий в наше помещение зашел мужчина лет 35. Выглядел он, конечно, не совсем хорошо, но поздоровался на ингушском, из-за чего мы вежливо ему ответили и вопрошающе на него посмотрели. Нисколько не смутившись того, что на него смотрело более десяти пар глаз, он, определив, что я в помещении за старшую, направился ко мне и стал просить дать денег. Разочарованная в нем и принципиально неприемлющая такие методы заработка, я сухо ответила ему, что у меня нет денег и ждала того, что он развернется и уйдет. Однако он не был намерен уходить ни с чем. Мужчина подошел ко мне еще ближе, и уже более требовательно велел дать ему денег, объяснив это тем, что у него «не хватает на хьалтамаш». Я начала терять терпение и уже строго попросила его уйти. Он ответил, что не уйдет, пока я не дам ему денег. Такого я никак не ожидала, оглянулась на учениц — все смотрели на нас и не знали, как реагировать. Мужчин в здании не было. Я пригрозила, что позову мужа, если он не уйдет сейчас же. «Зови», — упрямо стоя на своем, заявил он, все ближе с угрозой ко мне подходя и сражая неприятным запахом.

Честно говоря, я испугалась. Начала набирать мужа, который, как бывает в такие моменты, долго не отвечал. Когда, наконец, послышался голос мужа в трубке, которого я испуганно стала звать, попрошайка развернулся и ушел.

Долго мы все не могли прийти в себя, и больше всего меня пугала мысль о том, что могло бы быть, если бы на момент его прихода я была одна.

 

Сказать правду, я категорически негативно отношусь к любым видам попрошайничества. Некоторые народности передают эту «почетную деятельность» из поколения в поколение и никто им не препятствует. Есть и представители других народностей, которые перестают считать зазорным следовать их примеру и тоже берутся за такой способ добывания денег и, что самое ужасное, вовлекают в эту деятельность своих детей, программируя их на подобную жизнь.

За последние годы я сталкивалась с тем, что просили деньги «на пятнадцать минут» женщины и мужчины, говорившие на ингушском языке. О том, как часто просят о разных благах в социальных сетях, излагая свои доводы также на ингушском языке, и через слово используя имя Всевышнего, я вообще молчу. Взрослые, молодые, дети ингуши просят деньги, айфоны, твои вещи, вещи твоих детей и Бог знает что еще, умудряясь еще обвинять тебя в бессердечии после того, как ты их проигнорируешь.

А сколько сегодня фактов мошенничества по благотворительным сборам! Бывало такое, что по слезной просьбе в социальных сетях ты размещаешь на своем аккаунте информацию о болеющем ребенке, у родителей которого не хватает денег на лечение, а в итоге настоящие родственники малыша выходят на тебя и расстроено просят удалить информацию, сообщая о том, что их чадо умерло уже несколько лет назад.

Теперь я отказываю всем. Уличным попрошайкам — чтобы не поощрять их действий. Просителям благотворительной информационной поддержки — чтобы не помогать аферистам и мошенникам. Для людей со сложными жизненными ситуациями существуют специальные организации, которые прекрасно работают не только у нас в регионе, но и по всей России.

Надо отметить, что если для нас, обывателей, попрошайничество — это назойливое и социально неодобряемое поведение, то с точки зрения закона такое явление может быть квалифицировано как преступление, что повлечет для обвиняемого в нем лица соответствующие негативные последствия.

С позиции закона, под попрошайничеством следует понимать приставание к гражданам с целью получения от них денежных средств, как в случае, описанном мной выше.

При этом наказуемым такое поведение становится только в случае, когда приставание осуществляется чересчур навязчиво или производится с привлечением несовершеннолетних.

Законом предусмотрена административная ответственность за подобное действо.

Так, в соответствии со ст. 20.1 КоАП РФ (за мелкое хулиганство), лицо, занимающееся попрошайничеством, может быть наказано, если будет доказано, что его приставание к гражданам носило оскорбительный характер.

К сожалению, максимальный размер штрафа, установленный КоАП, составляет всего 2000 рублей. Также нарушителю могут назначить административный арест, срок которого не может превышать 15 суток.

Известно также, что законы некоторых регионов России устанавливают отдельную ответственность за попрошайничество, что не противоречит Конституции РФ. Но и эти нормы, по мнению сотрудников правоохранительных органов, недостаточно действенны. Эффективного механизма для борьбы с ним в России пока не существует.

Уверена, что в целях решения этой проблемы необходимо, во-первых, разработать и законодательно закрепить само понятие попрошайничества, и наряду с ужесточением ответственности за него разработать комплекс социальных мер для борьбы с этим негативным и пока неистребимым явлением.

 

Существует также уголовная ответственность. В Уголовном кодексе отсутствует статья, прямо предусматривающая наказание за попрошайничество. Данное явление указано в качестве наказуемого только в ст. 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий) и приравнивается к преступлению лишь опосредованно. То есть, уголовное наказание предусмотрено не за сам факт попрошайничества, а только за привлечение к этому занятию несовершеннолетних лиц.

Санкция указанной статьи не предусматривает штраф, а только такие меры, как арест, исправительные/обязательные работы, и в самых тяжелых случаях – лишение свободы.

 

Людей, которые с помощью интернета распространяют просьбы об оказании им материальной помощи, можно условно разделить на две группы: просят деньги на конкретное дело (запись музыкального альбома, запуск собственной линии одежды и т.д.). Как правило, такие призывы оставляют молодые люди, которые пытаются самостоятельно заняться творческой деятельностью (музыкой, кино и т.д.) и лично я ничего против таких кампаний не имею; либо те, кто выдумывают печальные истории об ограблении, обмане со стороны банка или коллектора, или, не скрывая, выпрашивают деньги на дорогой телефон, ноутбук и т. д.

С точки зрения российского права, если в качестве повода для сбора средств используются вымышленные факты или персональные данные посторонних людей, истории их болезни и так далее, возможно даже возбуждение уголовного дела о мошенничестве по ст. 159 УК РФ.

Основная масса ингушей — люди очень добрые и щедрые. Отдадут последнее. И находятся типы, которые на этом играют.

Моя мечта — не видеть на улицах города и рынка, у банкоматов и на автовокзалах женщин с младенцами и годовалыми малышами, не сталкиваться с ингушами, которые просят подаяния, врут о несуществующих трагедиях, пороча и оскорбляя тем самым нашу нацию.

Уверена, попрошайничество нужно порицать и притом в жесткой форме.

А пока ясно одно, теме «вытянутой руки» законодательной системе страны следует уделить большое внимание. Пока в этом вопросе много пробелов и потому такое явление процветает до такой степени, что теперь уже пришло в наш народ. Кроме того, считаю неплохо было бы вернуть ответственность перед законом за тунеядство, как это было в советские годы. Может, в таком случае людям некогда было бы придумывать подобные унизительные для себя и общества, в котором они проживают, способы обогащения.

Ася ГЕТАГАЗОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *