Г1АЛГ1АЙ МЕХКА КЪАМАН ЮКЪАРА ГАЗЕТ

«РАЗРУШИЛИСЬ ОКОВЫ ТЬМЫ!..»

Сегодня у читателей нашей газеты есть возможность вновь обратиться к материалам известного ингушского краеведа Берснако ГАЗИКОВА. На этот раз он предоставил в наше распоряжение обнаруженную им в одном из архивов публикацию столетней давности, свидетельствующую о том, как происходило становление образования и просвещения в Ингушетии.

Отметим, что в истории Ингушетии одной из ярких дат является 1 августа 1911 года. В этот день Назрановская двухклассная школа была переведена в четырехклассную с обучением на французском и немецком языках. Общий восторг по этому поводу тогдашней ингушской интеллигенции выразил в своей статье «Возрождение Ингушей», опубликованной в журнале «Мусульманин» в 1911 году, один из просветителей ингушского народа Осман Мурзабеков. Он сравнил значимость этого события для ингушей со значимостью для России даты 19 февраля 1861 года, когда произошло грандиозное событие — Александр II подписал манифест об освобождении крестьян.

Возрождение Ингушей

На страницах дальнейшей истории ингушского народа 1-ый август 1911 года будет так же красоваться и чтиться, как в Русской истории 19 февраля 1861 г.

В этот день со всех слоев ингушского народа стекаются в крепость Назрань выборные доверенные с старшинами для решения трех вопросов, из коих самый жгучий — это вопрос о преобразовании Назрановского двухклассного училища в четырехклассное городское с двумя новыми языками: французским и немецким.

Людей много. Кроме ингушской администрации во главе с начальником Назрановского округа, тут присутствует часть ингушской интеллигенции, ингушская молодежь и жители окрестных сел. В числе доверенных, множество хаджиев, стариков, учитель Т. Мурзабеков от Джераховского Общества, присутствуют муллы.

Тут и там образуются кучки народа. Говорят, что образование источник зол. Эти слова выходят из уст нескольких высоких, толстых, белых и синих, сытых, напитанных жиром, хаджиев, доверенных Экажевского общества и от доверенных Базоркинского общества. Но толпа, глухая к последним, горячо расположена к тем, которые проповедуют в ее среде свет, истину и любовь.

Ингушская молодежь, убежденная в пользе и необходимости просвещения, начальник 3 уч. Назрановского округа, учителя Магомет Котиев и Осман Мурзабеков поясняют, что сила просвещения велика, она одна способна возвышать и облагораживать человеческую природу и снять с ингуша ярлык позора, бесчеловечия, указать лучший путь к жизни, облегчить физический труд его. Перед народной массой нач. 3 уч. Назрановского округа произносит речь. После него следует речь учителя Магомета Котиева.

«Господа доверенные и почтенные старики ингушского населения!

Сегодня вы собрались для решения трех вопросов. Из них самый важный — это вопрос преобразования Назрановского Горского двухклассного училища в четырехклассное городское. Общими силами необходимо нам настоять на том, чтобы у нас было 4-классное училище.

Нас, ингушей, много, много темноты среди нас и такой источник, как наше 2-классное училище, не дает столь света, чтобы хватило его на все наше, насчитываемое десятками тысяч, население. Насколько велика польза правильного воспитания и образования вам пояснил наш дорогой гость и начальник 3 уч. Назр. окр., он же указал вам и разницу между образованным и необразованным человеком.

Я же постараюсь передать вам о том, как смотрел на просветительную миссию наш Великий учитель, пророк Магомет.

Тут я позволю заметить, что за последнее время среди мусульман всего мира замечается движение к свету, т. е. учению. Теперь и женское образование, которое было в совершенном загоне, привлекает серьезное внимание общества, и училища для женщин открывают с большой охотой.

Из нас, к сожалению, немногие понимают пользу просвещения, и большинство населения относится равнодушно к назревшему вопросу. Надо же нам знать, что каждая открывшаяся среди нас школа есть ключ к пониманию окружающей действительности, к пониманию самих себя, к отыскиванию идеалов в жизни и к стремлению осуществить эти идеалы.

Обучение дает возможность созерцать весь мир и является для жизни в высшей степени экономическим подспорьем, внося опыты тысячелетия в сокровищницу знания питомца. Ведь горько слышать, что ингуш вор, способен только на дурное дело. А какая неправда! Разве мы не способны учиться, разве мы слабее других телом и духом, разве не обладаем восприимчивостью? Что такое воровство, кражи у самих же себя, убийства, кровомщения? Разве это не есть плоды воспитания наших детей! Вспомните, с каким наслаждением слушал ребенок рассказ о каком-либо ночном нападении, как загораются его глаза, с каким внутренним воодушевлением вскакивает с места и заявляет о своей могучей силе и готовности поделиться опасностями. Направить эту силу по правильному пути, и верьте, она дает изумительные успехи, и на место позорного столба среди нашего народа воздвигнется могучая народная сила, проникнутая любовью и верою к ближнему, обществу и Отечеству.

Многие объясняют отсталость мусульманского мира суровым духом ислама, установившим будто бы неумолимые законы против просвещения духовного и развития телесного мира человека. Насколько это ложно и несправедливо, можно видеть из следующего. Ислам в стороне от стеснительных мер вообще, в частности — против угнетения науки. «Нет принуждения в религии», «Бог хочет всем облегчения». Вот излюбленные выражения Корана.

Если собрать все стихи Корана, посвященные науке, вникнуть в их смысл, то не останется сомнения, что ислам поднял арабов в былые времена на пьедестал величия, мирового значения. Но обстоятельства стали складываться так, что день ото дня мусульмане стали опускаться с высоты своего величия.

Веками мусульмане жили без желания к прогрессу, как умственно, так и нравственно, и картина получилась весьма грустная. Все мы очутились позади, представляем из себя детей, коим многому надо поучиться у просвещенных европейцев, опередивших нас во время нашего сна. А учение достается недешево. Можно ли сказать, что мы следовали за Кораном. В Коране же мы находим вот что:

«Ищите науку, если бы она находилась на земле Китая». «Искание науки обязательно каждому мусульманину и мусульманке». «Учитесь от колыбели до могилы». «Ученые последователи мои равны израильским пророкам». «Умерший на пути образования причисляется к святым». «Обучение в детстве есть резьба на колене». «Ученый в совершенстве есть Бог, а ученье есть совершенства Бога». «Смерть ученого — гибель Миру». «Служение Богу и благочестивая жизнь спасает человека на том свете, а образование спасает в обоих мирах».

Эти слова Корана ясно гласят, что надо изучать науки не только мужчине, но и женщине. Следовательно, обучавшиеся не есть преступники пред Богом и нарушители законов ислама, но наоборот, поборники его святого учения.

Только мы, ингуши, стали недавно на сторону света, все время скрываемого от нас за искусственно созданной стеной духовенством, находящим в этом удовольствие для себя, для единичной жизни; истинный мулла не скажет, что учение нас губит. Пред ним личное благо не имеет цены. Интересы многих ему дороже. И нам лучше следовать за такими светлыми лицами.

Братья ингуши!

Очнитесь, оглянитесь кругом, смотрите, какой широкой рекой течет жизнь по земле, как ничтожны те, что бездействуют! Жизнь только в борьбе, а сила — в знании. Пора нам стать в ряды цивилизованных народов. Пора смотреть вооруженным глазом на грустное положение нашей родины и нации! Пора разлучиться с предрассудками и худыми наклонностями. Пора перестать быть слепым орудием в руках эгоистов и фанатиков! Довольно лепетать под тяжелыми ударами слепой судьбы! Пойдемте на мирную культурную работу, побольше школ, побольше дела, меньше фраз и философии.

Покажем же своими работами культурным соседям, что мы не давали обет на вечный сон, что мы можем быть полезными гражданами своей родине и Отечества. Да поможет нам Творец Всесильный в нашем святом стремлении».

Хаджи недовольны. Опять кучки народные. Настаивают Хаджи и на уничтожении существующего училища. Зовут на заседание. Для решения вопросов выбираются двое Хаджи и учитель Мурзабеков, последний от горских обществ, а первые от плоскостных. Они входят в отдельную комнату. Тут начинается беседа триумвирата и ссора. Хаджи, который по бороде чуть-чуть не Авраам, по делам оказался невеждой. Легко склонив на свою сторону другого Хаджи, он задумал подчинить своей воле и учителя Мурзабекова. Но тот отрезал, что последние силы уйдут на защиту света учения угнетенных и обиженных. Тогда Хаджи выскочил из комнаты, говоря, что он не согласен с мнением ингушской интеллигенции, что последняя изменяет народу. За ним последовали слова: «Не заслонить солнца рукавицей, не убьешь молодца небылицей». Как он не мутил воду, но вода осталась чистой, и поймать рыбку не удалось.

Начальник Назрановского округа получил согласие на первый вопрос — преобразование школы 2-х клас. Назр. гор. уч. в 4-классное и на второй — оставления ингушской охранной сотни на один год после истечения срока — от 20 ингушских обществ. 21-м явились наши знаменитые «хаджи» Асланбек и Саадул.

Но тут они изъявили согласие на преобразование в 7-ми кл., когда не стало ни одного на их стороне. Оказались они в смешном положении. Пот крупными каплями катился из-под чалм наших великанов. После того, как все общества ингушского населения изъявили согласие на преобразование училища, нач. Назр. окр. обратился к присутствующим с речью.

«Итак, мы разобрали три вопроса. Из них самый серьезный — это вопрос о преобразовании Назрановского Горского двухклассного училища в 4-классное городское с иностранными языками. В этом вопросе заключается и будущность ваших детей. В свет человек появляется самым беззащитным существом. Никакими орудиями для своей защиты от окружающего мира он не вооружен.

Но Бог дал ребенку родителей, вселив в них горячую любовь к дитяти. Эта любовь родителей к ребенку обязует их защищать его от вредных влияний мира. Родители, заботясь о ребенке, тратят силы на то, чтобы из него вышел полезный член семьи и общества. Общества для своих будущих правителей и работников открывают школы. Все находят нужным дать правильное воспитание младенцу. Все начинают понимать, что воспитание надо начать с раннего детства и вести его до тех пор, пока ребенок не встанет на такую твердую и правильную дорогу, которая поведет его к осуществлению высоких целей жизни.

Еще Соломон сказал: «Веди ребенка по той дороге, по которой он должен идти: в старости он с нее не сойдет»! Великие люди в лице мудрецов и педагогов определили путь, идя по которому человек делается человеком в полном смысле этого слова, т. е., высшим, умнейшим и благороднейшим существом. Образование — это та сила, которая в состоянии облагородить человеческую природу, создать гармонически, всесторонне развитую личность с прекрасными чувствованиями, добрыми желаниями и верным мышлением. Знания и умения можно привить к человеку так же, как к дикой породе яблони прекрасный сорт садовой яблони. Таким образом, путем образования, путем прививки знания и умения, человек получает высший облик человека.

Настоящим преобразованием этого училища вы открыли путь во все средние учебные заведения и даже высшие. Слова мои может засвидетельствовать ваша интеллигенция. Образованный человек приносит пользу всем нам. Их трудами пользуются везде на белом свете. Возьмите паровоз, электричество, автомобиль — это все плоды труда и образования! Ни один из вашей среды, кроме арбы скрипучей, ничего интересного еще не создавал. То ли будет, когда внедрится в вашу среду образование. Быть может, из детей ваших выйдут изобретатели, чиновники, коммерсанты, инженеры, доктора, и другие нужные полезные люди.

Приношу вам благодарность за то, что вы поняли пользу и необходимость вашего просвещения. Благодарю и ингушскую интеллигенцию за добрые труды, за преданность интересам родины и своих сородичей».

От имени ингушской интеллигенции Мальсаг Берсанов выразил заботливому начальнику благодарственное слово; при этом подчеркнул, что ни один начальник не сделал для ингушей того, что сделано им. В сердцах будущего поколения не потухнет благодарность за то дело, которое доведено до конца трудами дорогого начальника нашего округа.

Толпа благодарит своего начальника...

Тут выяснилось, что жирные люди, общественные идолы, наши дорогие Хаджи, есть ретрограды в полном смысле этого слова. Стало ясно, что ингушской молодежи дороги честь и слава нации и родины, что она завидует не ворам мошенникам, убийцам, а мирной, плодотворной работе Западной Европы; что не Зелимханы поднимут их из позорной ямы, а свет науки, свет знания и умения. Они поняли, что «соловья баснями не кормят», что газетная философия, застольное ораторство, фразерство ничуть не помогут работе, что надо много потратить собственной силы и энергии, дабы сколько-нибудь двинуться вперед.

У начальника Назрановского округа оказались 8 прошений и приговоров общества на открытие по селам начальных школ. Все благодарят своего начальника. Благодарят тех, кто искренно работает на пользу общества. Кажется, что по всем телам разлита новая струя жизни, энергия повышенная, новая заря светится над этими могучими натурами людей.

Разрушились оковы тьмы!

Да будет Великий Аллах за тех, чьи сердца бьются за правду, за честных искренних работников, обиженных, обездоленных тьмою невежества и лжи. Да здравствует ясный день на смену долгой темной ночи!

Осман Мурзабеков. 6 августа, г. Владикавказ. («Мусульманин» (Париж). №22-23, 5-го сентября 1911 г. С. 933-939)

Подготовил

Ахмет ГАЗДИЕВ

30.10.2017 12:47
75

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...