Г1АЛГ1АЙ МЕХКА КЪАМАН ЮКЪАРА ГАЗЕТ

Мы должны окружать их заботой

Помощь инвалидам считалось благим делом, благодаря которым достигалось довольство Всевышнего Аллаха.

Наше общество многогранно и, по воле Всевышнего Аллаха, оно разное. Есть богатые и бедные, сильные и слабые, здоровые и больные. В силу назидания, Всевышний не сделал нас равными, но у каждого есть права, наделенные Им. Они есть и у слабых, и больных, которые именуются инвалидами.

Говоря о социальной защите, на ум, прежде всего, приходят бедные и нуждающиеся. Если в обществе не существует социальных гарантий для нуждающихся, то это общество обречено на обнищание. В Коране сурово порицаются те, кто не защищает права бедных и обездоленных: «Но нет! Вы сами не почитаете сироту, не побуждаете друг друга кормить бедняка, жадно пожираете наследство» (аль-Фаджр 89/17-19).

Право бедных, слабых и обездоленных на социальную защиту подтверждено в нашей религии. Это не является какой-то милостью или помощью со стороны государства. Это обязанность, которую Аллах Всевышний возложил на людей. Социальная защита в исламе – это проявление религиозного братства, о котором не раз говорится в Священном Коране. В точки зрения ислама социальную ответственность за них несут не только семьи, но и само общество. Более того, религия ислам видит в каждом инвалиде – индивида, способного самостоятельно решать вопросы жизнедеятельности.

Нынешние мусульмане к инвалидам порой относятся как к больным людям, воспринимая их жизнедеятельность неполноценной. Хотя с точки зрения шариата с инвалидов не спадает обязанность совершать намаз, и, если он богатый человек — выплачивать закят. Конечно, в действительности большинство инвалидов у нас бедные, но и такие случаи в жизни бывают, и они не единичны. Важно отношение к ним. Необходимо понимать, что инвалид такой же человек с правами и обязанностями, как и мы с вами, единственное, чем он от нас отличается, так это тем, что, благодаря ему мы можем стать ближе к нашему Господу, получить награду от Него и возможность попасть в Рай, совершая благое деяние, помогая ему.

К примеру, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) наставлял: «Помощь слепому, общение с глухим и немым таким образом, чтобы он понял; провожание нуждающегося в то место, где он сможет получить то, в чем нуждается; оказание помощи страдающему, который ищет средство избавления от своего недуга; помощь слабому, беря его за руки; помогать человеку, который испытывает сложности при общении – все это разновидности садака» — приведено имамом Ахмадом ибн Ханбалом».

Пророк объяснял, что почтительное уважение и помощь инвалиду – одна из разновидностей поклонения и благодаря им достигается благоденствие (баракят) в обществе. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) очень хорошо относился к инвалидам: угощал их, шутил с людьми с ограниченными возможностями, создавал условия для их участия в социальной жизни, а также для их трудовой деятельности. Способствовал в обретении успеха в повседневной жизни.

Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) советовал нам хорошо относиться к людям с ограниченными возможностями, проявлять по отношению к ним милость, не стыдить их. Пророк предостерегал сподвижников смотреть долго на инвалида и исследовать его изъяны. Это считается плохим тоном в исламе. Он учил им помогать, а не обсуждать их и забывать про них, чем, к сожалению, часто грешат нынешние мусульмане.

Сегодня инвалидность понимается как проблема человека, но не проблема общества. Почему мы не помним изречение посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), где он говорит: «Всевышний помогает Своему рабу — пока тот помогает своему брату по вере!» — передано имамом Ахмадом. Почему мы думаем, что это касается только знакомых нам людей и вовсе не касается инвалидов? И где же наше милосердие и сострадание по отношению к нашим братьям из числа инвалидов, к которому призывает Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует)? Ведь он сказал: «Будьте милосердны к тем, кто на земле, чтобы Всевышний был милосерден к вам» — передано ат-Табарани и аль-Хакимом.

Наряду с многочисленными советами всячески помогать им, в некоторых случаях Пророк даже давал поручения таким людям. Кроме всего этого, как мы видим, он успокаивал людей с различными физическими недостатками и увечьями радостными сообщениями о ждущих их райских наслаждениях. Пророк учил сподвижников понимать, что достижение благоденствия в этом мире зиждется на больных, обездоленных! Ведь они из-за своих болезней более близки к Раю, чем обычные люди.

Ученые подчеркивают важность обеспечения медицинской, психологической и религиозной заботы о недееспособных людях, а также информирования их об их правах. Поэтому общество должно окружать их заботой и защитой. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с инвалидами, они проходят испытания на стойкость веры посредством болезней.

Особенно должны оказывать поддержку родственники инвалида, так как никто не способен больше них оказать внимание и заботу своим родственникам-инвалидам. Мы не должны избегать таких людей, а наоборот — должны всячески пытаться быть ближе к ним, общаться с ними, чтобы они не чувствовали себя брошенными и никому ненужными. Более того, общаясь с ними, мы осознаем, каким благом Аллах нас наделил — и воздаем за это Ему хвалу. Ибо ни у кого из нас нет гарантии того, что и его не коснется подобное несчастье. Особо тяжело переносится несчастье, когда оно затрагивает детей. Дети это самое ценное, что есть у родителей и поэтому, когда это случается с ними, родители испытывают двойную боль. Семьи, где имеются дети-инвалиды, крайне нуждаются в поддержке окружающих. Поэтому мы должны прикладывать все наши усилия для того, чтобы хоть как-то помочь таким родителям.

М. МУСЛИМОВ

30.10.2017 15:14
90

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...