Г1АЛГ1АЙ МЕХКА КЪАМАН ЮКЪАРА ГАЗЕТ

Эффективный механизм антимонопольного регулирования

29 ноября в Управлении федеральной антимонопольной службы России по Республике Ингушетия прошла пресс-конференция с руководителем Ингушского УФАСа Батыром Точиевым с региональным СМИ. На встрече были разъяснены размеры убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства.

Б. Точиев отметил: «Настоящие Разъяснения могут помочь пострадавшим лицам и нарушителям в определении убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства, при их взыскании в судебном порядке или урегулировании претензий без судебного разбирательства».

«Как отметил в своем докладе на Пленарной сессии «Антимонопольная политика на современном этапе» глава Федеральной антимонопольной службы России Игорь Юрьевич Артемьев, этот инструмент призван обеспечить полноценную защиту частных лиц от монополистической деятельности», — заявил Батыр Точиев.

В диалоге с журналистами руководитель Ингушского УФАС рассказал о реформе контрольно-надзорной деятельности ФАС России, которая существенно снизила административную нагрузку на бизнес.

«Целью ФАС является не наказать компанию, а предупредить нарушение, и самый лучший способ достижения этого результата, когда потребители защищают свои права на раннем этапе", – отметил Батыр Точиев.

Разъяснения по определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства, даны для территориальных органов ФАС России в целях формирования позиции антимонопольного органа по вопросам, связанным с определением размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства, в случае привлечения территориального органа к участию в деле, рассматриваемом в суде.

Разъяснения могут также использоваться при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства на предмет недопущения, ограничения, устранения конкуренции, установления ущемления интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей при злоупотреблении доминирующим положением.

Равным образом положения данных Разъяснений также могут быть использованы территориальными органами ФАС России в целях определения размера ущерба, причиненного нарушениями антимонопольного законодательства, как обстоятельства, отягчающие в установленных законом случаях административную ответственность (статьи 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, настоящие Разъяснения могут помочь пострадавшим лицам и нарушителям в определении убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства, при их взыскании в судебном порядке или урегулировании претензий без судебного разбирательства.

Настоящие Разъяснения обобщают большинство существующих методик определения убытков, сформированных по итогам исследования, как российской правоприменительной практики, так и зарубежного опыта.

Также важно отметить, что ни один из приведенных в настоящем документе методов расчета убытков не имеет заведомо приоритетного статуса. Приоритетность той или иной методики в первую очередь диктуется обстоятельствами конкретного дела, количеством и характером располагаемых данных.

Далее в тексте Разъяснений в необходимых случаях анализируются примеры и даются соответствующие примечания к ним. При этом соответствующие примечания направлены исключительно на анализ правоприменительной практики и не могут рассматриваться как критика судебных актов или правовых позиций участников соответствующих споров.

Защита прав лиц, пострадавших вследствие нарушения антимонопольного законодательства, осуществляется по общим правилам гражданского права. Следовательно, пострадавшее лицо вправе использовать любые способы защиты своих имущественных прав, которые предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Гражданское законодательство Российской Федерации в большинстве случаев позволяет найти эффективное средство защиты.

При этом одним из основных способов защиты является взыскание убытков пострадавшего от нарушения антимонопольного законодательства лица.

Иск о возмещении убытков, причиненных совершением антиконкурентного действия (бездействия), заключением нарушающего законодательства о защите конкуренции соглашения или участием в нем, принятием антиконкурентного акта органа власти, может предъявить любое лицо, которое полагает, что ему в результате соответствующих действий (бездействия), соглашений, актов были причинены убытки.

На это указывают также специальные нормы антимонопольного законодательства: лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещение вреда, причиненного имуществу ( часть 3 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

В ходе обсуждения глава Ингушского УФАС Б.Точиев рассказал, как подавать коллективный иск, в случаи столкновения с неправомерными действиями представителей ресурсоснабжающих организаций (будь то электричество, газ или водоснабжение) и привел несколько примеров из российских и зарубежных практик возмещения убытков.

М. БАРАХОЕВ

29.11.2017 17:14
150

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...