ДИЗАЙН-КОД ИЗБАВИТ НАЗРАНЬ ОТ «ЧАЙНАТАУНСКОЙ» ПЕСТРОТЫ

Новый облик намерены придать городу Назрани местные власти. О том, что городская администрация настроена серьезно и не собирается ограничиваться ни к чему не обязывающими декларациями, свидетельствует продолжающаяся работа по разработке дизайн-кода этого крупнейшего населенного пункта Республики Ингушетия. Городские власти привлекли к сотрудничеству специалистов архитектурного бюро из Ростова-на-Дону, которые уже успели провести определенную работу в этом направлении.

ЧТО ТАКОЕ дизайн-код в нашей стране знают пока не все. В отличие от многих европейских городов, где дизайн-код имеет не только многолетнюю, но даже многовековую историю, в России о его применении задумались сравнительно недавно. Поэтому, наверное, не будет лишним остановиться для начала на определении этого пока еще нового для нас явления. Формулировка здесь достаточно проста и понятна: дизайн-код города – это свод правил и рекомендаций по оформлению вывесок и наружной рекламы, фасадов зданий и прилегающей к ним территории. Прежде всего, он призывает владельцев и арендаторов учреждений придерживаться единых правил оформления названий, информационных табличек и витрин учреждений, расположенных на фасадах зданий.

ИЗ ДОСЬЕ «СЕРДАЛО»:
В европейских городах дизайн-код – это четкие, но при этом незаметные для людей правила, которые формируют комфортную и неагрессивную среду на улицах. Например, в Лондоне такие правила действует с 1666 года. Современные нормативы помимо единообразия и эстетики внешнего облика города преследуют еще и задачу доступности и удобства пользования городской инфраструктурой.
Регламент по сохранению градостроительного контекста Дрездена регулирует ширину и высоту зданий, уличное освещение, установку радио- и телевизионных антенн, вентиляторов и рекламных конструкций, определяет места для хранения мусора. За нарушение регламента предусмотрен денежный штраф в размере до 25 тыс. евро.
В Берлине, так же как и в исторической части Москвы, вывески должны быть выполнены из отдельных букв, без подложки. Закон требует, чтобы они висели исключительно между первым и вторым этажами. Цвет, расположение и дизайн рекламных конструкций архитектор утверждает еще на стадии проекта здания.

Совершенно очевидно, насколько актуальна разработка дизайн-кода для Назрани. «Чайнатаунская» пестрота ее центральных улиц может с успехом послужить наглядной иллюстрацией того, как можно обезобразить городское пространство.
Впрочем, ничуть не лучше картина и в других городах нашей республики, где работа властей на данном направлении ограничивается лишь борьбой с незаконной наружной рекламой, когда время от времени проводятся специальные рейды, в ходе которых убираются незаконно установленные рекламные щиты кустарного производства.
При этом разномастные законные вывески, неказистые рекламные конструкции, растяжки, билборды, а то и целые рекламные полотна на фасадах зданий год за годом только множатся. К сожалению, все эти оформительские изыски, ставшие привычными для глаз жителей нашей республики, иначе, чем визуальным мусором не назовешь. Неудержимая человеческая фантазия, сопряженная с полным отсутствием вкуса, делает свое дело. Ну а если еще учесть и то, что зачастую вся эта кричащая наружная реклама бывает выполнена с большим количеством орфографических ошибок, о чем наша газета, кстати, неоднократно писала, то, комментарии, как говорится, и вовсе излишни.
Стилистически единая, комфортная, не раздражающая своей агрессивной навязчивостью и безопасная городская среда, которая, собственно, и является целью разработки и введения назрановского дизайн-кода, включает в себя не только возможность избавиться, наконец, от всей этой пестрой рекламы, заполонившей улицы. Дизайн-код не может не затронуть и те элементы благоустройства городского пространства, которые выполняют информационные и навигационные функции. Всё это вкупе создаст благоприятные условия как для горожан, так и гостей Назрани.
Ростовские архитекторы и дизайнеры, создающие сегодня дизайн-код Назрани, в своей работе учитывают местные особенности и национальную культуру. Об этом сообщила на днях мэрия города. В ходе недавней видеоконференции они представили городским властям полный анализ и разбор имеющихся проблем, от которых задыхаются центральные улицы города. В частности, речь шла о проспекте им. И. Базоркина, улице им. Муталиева, улице Московской и улице им. А. Тутаевой. Ростовские специалисты продемонстрировали подготовленные ими эскизные варианты нестационарных торговых объектов, рекламы и вывесок, озеленения, элементов освещения и т.д.
Планируемые нововведения поначалу вряд ли вызовут восторг со стороны предпринимателей, которые сегодня состязаются друг с другом размерами своих вывесок и различных рекламных конструкций. Но в последующем установленные единые стандарты позволят, как показывает практика других российских городов, избегать конфликтов между представителями всех форм бизнеса, властями и местными жителями.
Успешный опыт введения дизайн-кода есть в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Пензе, Калининграде, Новосибирске, Якутске, Саратове, Ижевске и ряде других городов. В каждом случае перемены происходят разительные. У всех желающих есть возможность отследить, к примеру, историю становления краснодарского дизайн-кода. Главный архитектор Краснодара Наталья Машталир ведет Instagram-аккаунт, в котором на конкретных примерах показывает, как меняется в положительную сторону городская среда, а также отвечает на вопросы горожан, которым далеко небезразлично, как выглядит их родной город. Дизайн-код Краснодара определяет размеры вывесок, их композицию и типологию, исходя из которых, каждый владелец торгового или офисного помещения может подобрать приемлемый для него вариант и оформить фасад здания, не нарушая установленные правила.
Как отмечает главный инженер Московского градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогор Проект» Ирина Радаева, основная задача дизайн-кода – создать такую среду, которая органично связывала бы между собой сформированные пятна застройки городских кварталов, подчеркнув их конфигурацию, пространственные связи и логику наполнения.
Размышляя о дизайн-коде малых городов, она подчеркивает, что создание комфортной городской среды должно проводиться по определенным правилам, регламентирующим этот процесс. Их разработка и применение является необходимым условием для развития архитектурно-художественного облика города. Именно таким инструментом является дизайн-код городской среды, который определяет правила проектирования комплексного благоустройства и размещения элементов благоустройства городской среды с учетом соотношения их взаимного расположения, систематизирует подход к формированию стилистически единой и взаимосвязанной среды, формирует единые требования к качественным характеристикам элементов благоустройства.
Применение дизайн-кода позволяет городской среде развиваться, сохраняя устойчивость необходимых параметров: визуальной притягательности, удобства и комфорта, безопасности и доступности, разумной достаточности.
Дизайн-код полезен, в первую очередь, самим горожанам. Для того чтобы человеку было удобно передвигаться, понятно ориентироваться, необходима грамотная и простая логистика, безопасность передвижения, информативность. Дизайн-год регламентирует все эти аспекты. Для маломобильных граждан хоть и есть отдельные единые правила размещения разметок, но именно дизайн-код должен определить, как включить эти правила в структуру городской среды.
Следует отметить, что работая над своим проектом по разработке и внедрению дизайн-кода, власти города Назрани не намерены ограничиваться только упомянутыми выше центральными улицами. После того, как новые правила будут взяты на вооружение, они получат распространение на всей городской территории. Напомним, что Назрань включает в себя четыре городских округа, а ее население составляет почти 120 тысяч человек.
Город, имеющий давнюю историю (Назрань была основана в 1781 году), заслуживает того, чтобы его облик не портила неказистая реклама, а улицы радовали всех не только санитарной, но и визуальной чистотой, которая, конечно же, невозможна при наличии нынешних сомнительных и, кстати, далеко уже не современных рекламных нагромождений. В условиях повсеместной таргетированной рекламы не стоит надеяться, что огромная, кричащая вывеска может привлечь потребителя, отчетливо представляющего себе, что именно он собирается приобрести или за какими услугами хочет обратиться.

Ахмет ГАЗДИЕВ