КТО СИДИТ ЗА РУЛЕМ? НЕ ВЕДОМО…

Что ни говори, а человеческий фактор во всяких общественных процессах – доминирующий. Банальная, на первый взгляд, мысль полна не только позитивных, но и многих отрицательных смыслов. Возьмем процесс, именуемый дорожным движением. Сегодня автомобильные дороги Ингушетии вызывают понятную гордость и вызывают большое чувство социального оптимизма. Когда ты видишь это гладкое, соответствующее лучшим европейским стандартам, асфальтовое покрытие, невольно думаешь, как долго оно будет служить людям. Есть, конечно, еще фронт дорожных работ во многих населенных пунктах, но это дело времени – в свой срок и там проезжая часть будет радовать взор.

И вот в такой дорожной идилии с недоумением наблюдаешь на устойчивые показатели ДТП на дорогах родной Ингушетии. Отправляясь по маршруту Сунжа – Магас или Назрань – Малгобек, всякий водитель должен ныне быть предельно бдительным. «Сюрприз» в виде безумца за рулем, причем любого вида и возраста, может ждать вас в любую минуту ежедневной поездки. Это какое-то племя неизлечимых, «упертых» людей, которые пока не врежутся в чужой автомобиль, дерево или столб, не успокоятся…
Самое удивительное, ежедневно отправляясь по одному и тому же маршруту, эти граждане ничему не учатся. Возьмем федеральную трассу «Кавказ», где, скорее всего, до конца нынешнего года будут продолжаться строительные работы. В некоторых местах дорога сильно сужается, в некоторых местах нет освещения, работает тяжелая техника, бывает зимой гололедица о себе дает знать. Одним словом, с десяток факторов, которые требуют соблюдать осторожность, не превышать скорость и т.д.
Однако многие водители ведут себя совершенно необъяснимо. Со стороны мы видим только корпус авто, стекла, фары, бампер, кто и что там внутри – неведомо. Поэтому единственным объяснением их водительского «почерка», стиля вождения являются… алкоголь или наркотики.
Как иначе объяснить, что человек вроде нормально едет на пустынном и протяженном участке, а приблизившись к населенному пункту, где дорога заметно сужается, видны люди и здания, начинает давить на газ? Вероятность ДТП возрастает, а он ее стремится еще больше увеличить…
Не может нормальный человек так себя вести.
Есть еще обывательский страх, что когда все эти развилки, эстакады, пересечения на федеральной трассе вступят в строй, так наши лихачи начнут на головы сверху падать. То есть, вроде бы все условия создали, лучшие дороги построили, живи и радуйся. Но нет, «благодаря» лихачам, приходится тревожиться за ситуацию завтрашнего дня.
Вечером на улицах Магаса, Малгобека или Назрани часто можно видеть за рулем дорогих и больших иномарок подростков. Кого-то мама в магазин послала, кому-то папа, гордящийся своим юным джигитом, позволил покататься по улицам и площадям. За этим моментом родители должны смотреть особенно внимательно. Часто молодые люди, в силу возрастных приоритетов и интересов, могут бравировать, совершать поспешные действия. А тяжелый джип в руках неопытного юнца, да и самый маленький автомобиль, могут стать причиной больших непоправимых трагедий. Многим папам и мамам надо призадуматься о последствиях своей слепой любви к своему чаду.
К счастью, практически исчезли во многих местах «лежачие полицейские». В недавние времена на одном из городских маршрутов можно было насчитать их больше десятка. Да и ставились они порою по первому капризу неизвестных чиновников или бизнесменов. Наличие этих искусственных преград количество ДТП не снижало – лихачам хоть бетонные заборы ставь – они попробуют пробить его головой…
Более того, лежачие преграды часто провоцировали водителей превышать скорость, идти на рискованные обгоны, чтобы не опоздать на работу или еще куда. Все должно быть в меру и на своих местах.
Известное исследование минувших лет подчеркивает, что наиболее выпуклая проблема на наших дорогах – агрессивное вождение. Молодые и старые этим недугом страдают. Точнее, они его носители, а страдают остальные граждане. Как же лечить, минимизировать подобное явление?
Помимо разъяснений, чтения морали, увещеваний и прочей словесной работы, необходим фактор санкций. Фактор неизбежного штрафа. Когда человек почувствует на себе неизбежность наказания за нарушение безопасности дорожного движения, он чудесным образом начнет исправляться. Задача общества и государства в данном случае, создав лучшие условия для водителей и пешеходов, – обеспечить безусловное выполнение всеми правил безопасности. Это будет проявлением большой заботы о человеке, каждом из нас.
В. САИТОВ