Мусульманин на государственной службе

Ислам – это уникальная религия, которая дает ответы не только на вопросы, относящиеся к религиозным обрядам и поклонению, но и регулирует вопросы ведения бизнеса, образования, торговли, работы и другие вопросы деятельности человека.
Данный материал будет интересен для мусульман, вступивших в трудовые отношения, независимо от того, это государственная, гражданская или муниципальная служба либо иные трудовые отношения, когда мусульманин нанимается на работу.

Прежде всего определимся, что работник (служащий) – это гражданин, который взял на себя обязательства прохождения службы. Указанное определение можно применить к любой службе, где мы с вами договариваемся выполнять определенную работу согласно предъявляемым требованиям за денежное вознаграждение.
Обращаясь за государственными или муниципальными услугами (далее – услуги), мы сталкиваемся с различными препятствиями, такими как невежливость (грубость) служащих, нежелание оказать услугу, отсутствие на рабочем месте или с тем, что служащий занят чем-то помимо работы, непрофессионализмом и другими.

  1. Трудовые отношения определяются, прежде всего, договором, неважно, в устной либо письменной форме он заключен. Служащий мусульманин должен исполнять свои обязанности в соответствии с договором, потому что ислам уделяет большое внимание соблюдению соглашений. Так, в хадисе, переданном от Абу Хурейры, говорится, что Посланник Аллаха сказал: «Каждый из вас пастух и каждым из вас ответственен за свою паству. Правитель является пастухом и несет ответственность за свою паству (за государство). Муж является пастухом семьи, жена является пастухом для дома мужа и его детей и несет ответственность за них», (передал Бухари). Работник, который заключил договор и вышел на работу, является ответственным за свою работу, за что Аллах спросит его в Судный день.
    Описывая качества верующих, Аллах Всевышний говорит: «Которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры». (Сура 23, аят 8). В другом аяте сказано: «Исполняйте договор, поистине, за договор (исполнение) будет спрошено» (Сура 17, аят 34).
  2. Одной из важных частей трудового договора зачастую является соблюдение распорядка рабочего времени, так как в большинстве своем функционирование практически любой организации, учреждения невозможно без того, что работники находятся «на своих местах» в течение рабочего времени.
    Мусульманин должен соблюдать распорядок рабочего времени, потому что специфика практически любой службы подразумевает нахождение на работе в течение определенного времени и также связана с исполнением договорных обязательств.
    Абдуллах ибн Амр (да будет доволен Аллах ими обоими) передал, что посланник Аллаха сказал: «Человек, которому присущи четыре качества, является истинным лицемером, тот же, кому присуще хотя бы одно из них, будет обладать одним из качеств лицемерия до тех пор, пока не избавится от него. [Это – качества того], кто предает, когда ему доверяются, лжет, когда рассказывает [о чем-либо], поступает вероломно, заключив договор, действует незаконно в случае возникновения расхождения [с кем-либо]» [Хадис передали: Бухари, Муслим.
    Договор нужно исполнять, с кем бы ни был заключен, даже если это иноверец, потому как в достоверных преданиях написано, что Посланник Аллаха был назван «Доверенным» не только мусульманами, но и многобожниками за то, что на него можно было положиться, Пророк договору был верен всегда.
    Ярким тому примером является то, что язычники хранили своё имущество у Посланника Аллаха, который после пророчества все равно честно исполнял все данные им обещания, хотя идолопоклонники воевали с ним и ненавидели его. И хранили они у него свое имущество до тех пор, пока Пророк не переселился в Медину и вернул собственникам то, что им принадлежало.
    Конечно, предметом договора иногда бывает как дозволенное, так и запретное. Договор на запретное нельзя заключать. Например, договор взять деньги под процент, вместе что-то своровать или совершить другое порицаемое действие.
  3. Мусульманин не может тратить свое рабочее время на «дела», которые не связаны с должностными обязанностями, в ущерб работе, потому что время, отведенное на исполнение служебных обязанностей, должно быть использовано по назначению.
    Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий. (Сура Корова, аят 58).
    Под словом «вверенное» подразумевается не только то, что дали на хранение, но и все, что доверили человеку.
    Передают со слов Хузайфы и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, сказал:
    «…И будут посланы вверенное людям (амана) и родственные связи, которые встанут справа и слева по обеим сторонам Сирата, а (потом) первый из вас пройдёт по нему, подобно молнии…» Муслим.
    Кроме того, ислам учит нас тому, что всему свое время, и при наступлении времени намаза лучшим поклонением является намаз, а во время хаджа соответственно – хадж. Указанное позволяет утверждать, что во время работы лучше всего работать, за исключением совершения таких обязательных действий, как намаз.
    Многие ученые в своих фетвах говорят: «Если человек на своей работе оставляет свои обязательства и садится читать Коран, то данное чтение является для него харамом (запретным)», т.к. нарушается договор с работодателем, и фатва их основана на аяте «О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам» (Сура «Трапеза», аят 1), и хадисе «Мусульмане на своем договоре» (Абу Дауд). Тогда что говорить об остальных делах, если запрещено читать даже книгу Аллаха. Но если человек выполнил свою работу и чтение Корана не повлияет отрицательно на его работу, то скорее всего в этом нет порицания.
    То же самое можно сказать и о посте, что для мусульманина является запретным соблюдение необязательного поста во время работы, если пост может негативно повлиять на исполнение мусульманином его трудовых обязанностей.
  4. Мусульманин не может использовать служебное имущество в личных целях, если ему это не полагается (растрата), так как оно также является аманатом для работника, если его собственником не разрешено им пользоваться.
    Всем известна история об Умаре ибн Абдуль-Азизе – легендарном человеке в истории ислама. Однажды к нему пришел его работник. Умар стал спрашивать его о положении мусульман, бедняков, роста цен в стране… Работник сообщил ему обо всем. Затем Умар услышал вопросы: «О, правитель правоверных, а как твои дела? Как твоя семья, дети?». Умар погасил свечу и попросил сына принести другую, ответил на все его вопросы. Подчиненный сказал: «Ты совершил поступок, который меня удивил. Ты погасил свечу, когда я стал задавать тебе вопросы». На что Умар ответил: «Свечу, которую я погасил, из имущества мусульман и мы говорили о положении мусульман, но когда ты стал спрашивать о моих делах, то я зажег свою свечу и погасил свечу мусульман».
    Мы уверены, что такое поведение достойно называться одной из лучших моделей поведения мусульманина при несении бремени службы.
  5. Мусульманин, особенно на государственной или муниципальной службе, должен помнить, что не люди приходят для него, а он находится на своем рабочем месте для людей. Соответственно, он должен быть вежливым и внимательным к людям, так как это непременные качества мусульманина, а зарплата государственных и муниципальных служащих отчасти состоит из налогов тех, кто за этими услугами обращается.
  6. Мусульманин должен быть компетентным и постоянно стремиться к повышению своего профессионального уровня, потому что Пророк сказал: «Аллах любит верующего – мастера в своем деле», (передается от ибн Умара).
    Этот хадис, конечно же, касается всех взявших на себя какие-либо обязательства. Таким образом, повышая квалификацию и мастерство, мы не только улучшаем качество своей работы и положительно влияем на окружающую нас жизнь, но и непременно соблюдаем сунну Пророка Мухаммада и получаем за это вознаграждение, что также дает надежду на довольство Всевышнего тем, что мы делаем.
    Также сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда человек делает то, что он делает – в наилучшей форме!» (передал аль-Байхакъи со слов Кулейба).
  7. Другим важным и злободневным вопросом является получение от посторонних лиц каких-либо денежных средств, подарков или иного рода вознаграждений (обещаний помочь в будущем, услуг и т.д.) тем, кто в силу своего положения (чаще всего служебного) может принимать решения либо содействовать в их принятии, не говоря уже о вымогательстве. В исламе содержится совершенно четкое и ясное, недвусмысленное отношение к такого рода вопросам и указанные действия определены как взятка, а также четко определено, что взятка – это харам! Передают, что ‹Абдуллах ибн ‹Амр ибн аль-’Ас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха проклял того, кто предлагает взятку, и того, кто берет взятку.
    Передатчиками хадисов аль-Бухари и Муслимом сообщается от Абу Хумайда аль-Саади, который сказал: «Посланник Аллаха назначил сборщиком закята человека из племени аль-Асад, которого звали бин аль-Лутбийа. Когда он пришел к Пророку, то сказал: «Это для тебя, а это было дано мне». Посланник Аллаха поднялся на минбар, восхвалил Аллаха и сказал: «Что произошло с тем, кого я послал, и он говорит: «Это для тебя, а это было дано мне»? Почему он не сел в доме своего отца или матери и не посмотрел, дали бы ему что-то или нет. Клянусь тем, в чьей длани душа Мухаммада, каждый из вас, кто получит что-то из этого (незаконно), будет приведен в День Воскрешения, неся это на своих плечах, даже если это будет стонущий верблюд, мычащая корова или блеющий теленок». Затем он поднял руки, пока мы не увидели белизну его подмышек, и он два раза сказал: «О, Аллах, донес ли я (послание)?».
    В данном скромном труде мы не беремся описать все возможные соблазны и вопросы, связанные с исполнением трудовых обязанностей, и не будем рассказывать про такие грехи, как воровство вверенного имущества и растрата, обман и др., так как не только у мусульманина, но и у любого здравомыслящего человека такие действия вызывают порицание и их запретность не требует доказывания.
    Однако мы не можем обойти стороной, не указать на такой важный аспект, от которого зависит успех каждого мусульманина и нашего общества в целом, как справедливость при принятии решений.
    Справедливость – это очень важный, если не важнейший аспект, который сопровождает принятие практически любого решения. Аллах заложил в душе каждого из нас чувство справедливости, посягательство на которое мы всегда воспринимаем болезненно и ощущаем ярко выражено.
    Аллах в Священном Коране прямо и непрекословно указал, что не любит несправедливых: «…Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников, ведь Аллах не любит беззаконников». (Сура Покаяние, аят 19).
    Ученые говорят: «Аллах дает баракат народу справедливому, даже если этот народ не из мусульман, и не дает баракат народу несправедливому, даже если они мусульмане».
    Кроме того, к ситуации, когда мусульманин в силу своего должностного положения или иных обстоятельств имеет право распоряжаться общим имуществом, принимать решения, обязательные для других, а иными словами – является руководителем, по мнению ученых, можно применить высказывания Пророка о справедливом имаме. Так, Пророк сказал, что справедливый имам будет одним из семи человек, которые будут находиться под тенью трона Всевышнего в Судный день. Несправедливость служащего, независимо от уровня занимаемой им должности и рода деятельности, может иметь различные проявления. Одним из них может быть кумовство, то есть принятие решения в пользу своего родственника, друга или другого близкого по родству или интересам человека. Другим может быть злоупотребление правом и использование должностных полномочий в своих интересах и во вред интересам тех, ради кого мусульманин находится на работе.
    Мусульманину также следует знать правило в исламе о том, что действия, за которые следует большое вознаграждение, могут повлечь и большую ответственность перед Всевышним за их несоблюдение и нарушение.
    Если за справедливость Аллах обещает баракат, то и за несправедливость будет такое же равноценное по тяжести наказание. Подводя итог всему вышеуказанному, авторы данного скромного труда призывают себя и читателей к соблюдению договоров и справедливости при выполнении своих должностных обязанностей, так как это является залогом нашего личного успеха в этой жизни и в будущей и благополучия нашего общества, а в ином случае сулит нам беды и наказания в обоих мирах. Также мы уверены, что каждый мусульманин, кроме того, что несет персональную ответственность перед Всевышним за исполнение трудового договора, своими действиями может положительно либо отрицательно может повлиять на общество, в котором проживает, ведь Аллах в Коране сообщил нам, что Он не меняет положение людей, пока они сами не изменят свое положение. «…Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя…» (Сура Гром, аят 11).
    В качестве последней рекомендации мы хотели бы посоветовать мусульманам каждый раз, когда возникает вопрос о том, как себя повести в той или иной ситуации, представить себе, как бы поступили сподвижники Пророка в данном случае. И в этом случае мы наверняка выберем наилучший выход и сделаем правильный выбор.

Составитель
А. ТАНГИЕВ