НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОД ИНГУШСКОГО НАРОДА

День национального ингушского костюма, который выпадает на последнее воскресенье апреля, появился в праздничном календаре нашей республики совсем недавно. Впервые он отмечался в прошлом году и запомнился жителям Ингушетии различными конкурсами, фестивалями, выставками и другими яркими событиями в культурной сфере. Нынешняя весна, с учетом ее особенностей, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, не располагает к проведению каких-либо массовых мероприятий, но у тех, кто провел год в ожидании этого праздника, все же есть хорошая возможность проявить себя и даже продемонстрировать другим собственные таланты.

ДВА ФЛЕШМОБА, приуроченных ко Дню национального ингушского костюма, запустило Министерство культуры и архивного дела Республики Ингушетия. Первый из них называется «Фото в национальном костюме», а второй, танцевальный, – «Я в национальном костюме». Условия участия во флешмобах очень просты – разместить на своем аккаунте личную фотографию в соответствующем наряде или видеозапись танца в национальном костюме, сопроводив медиа хештегами, предложенными Минкультом, и передав эстафету друзьям.
Для каждого народа, и для ингушей в том числе, национальная одежда является предметом особой гордости. Исследователи, обращающие свои взоры к традиционной культуре ингушского народа, отмечают, что ингушский национальный костюм, претерпевший в ХХ веке немало изменений, отразил в себе и склад жизни народа, и его эстетические принципы.
Традиционный костюм ингушей изготавливался из местных материалов. На шапки и шубы использовались овчины, на обувь – кожа скота, шерсть перерабатывалась на войлок и сукно для изготовления одежды.
Одной из основных деталей мужского костюма был бешмет – тип полукафтана, туго обтягивающего фигуру. Он застегивался до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли, имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. По длине бешмет был чуть выше колен. Старики в отличие от молодежи носили более длинные бешметы. Для пожилых людей они утеплялись тонким слоем шерсти или ваты. Праздничные бешметы шили из плотной хлопчатобумажной ткани. Зажиточные люди могли позволить себе бешметы из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи. Порой они были довольно ярких цветов. Штаны слегка сужались книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от ступни до колена. Под коленями их подвязывали ремешками.
Такая одежда в сочетании с легкой мягкой обувью из сафьяна или сыромятной кожи вполне отвечала условиям жизни воина и охотника. Она не стесняла движений, позволяя лазить по скалам, бесшумно ходить по горным тропам. В то же время традиционный костюм соответствовал эталону мужской красоты, который подразумевал стройность, подтянутость, широкие плечи и тонкую талию.
Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами.
Выразительной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри – деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. К концу XIX века, с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет.
Характерная ингушская одежда – бурка, накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Это идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом. Головным убором ингушей была шапка из овчины, скроенная папахой. В дорогу поверх папахи обычно надевался башлык. Для мужской одежды ингушей характерна темная цветовая гамма. Башлыки и бешметы были обычно контрастного цвета, оживляя костюм ярким пятном. Богатые люди носили белые бурки, черкески и папахи.
История традиционной одежды ингушей свидетельствует, что женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Все ингушские женщины в XIX веке носили распашное платье до пола, без воротника и с застежкой у пояса. Рукав платья был разрезан почти до плеча, спускался ниже кисти руки и закруглялся внизу. Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка. Под платье поверх рубашки носили короткий туго облегающий кафтанчик с узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса и иногда имел стоячий воротничок. На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные застежки – вызолоченные, с бирюзой или с цветными стеклами, с гравировкой чернью или филигранью. Форма этих застежек сохранялась без изменений столетиями. Полы и рукава украшали золотым шитьем.
Еще одно важное украшение женской одежды – пояс. Его надевали поверх платья. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но обязательно с большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение.
Ингушский национальный костюм, гармонично соединивший в себе изысканность и практичность, навсегда останется символом красоты и свободы. Его присутствие в нашей современной жизни, безусловно, является свидетельством не только уникальности, но и жизненной силы национального кода ингушского народа.

Ахмет ГАЗДИЕВ

На снимке: ингуши из с. Эзми, 1910 год. (Фото из архива Берснако Газикова)