Народный художник республики Ингушетия Зелимхан Эсмурзиев празднует свой юбилей

20 апреля Народному художнику Республики Ингушетия Зелимхану Ахмедовичу Эсмурзиеву исполняется 70 лет. Зелимхан Эсмурзиев принадлежит к плеяде выдающихся художников Ингушетии, таких как Мурат Полонкоев, Хож-Ахмед Имагожев, Башир Даурбеков, Исса Аушев, Ашат Даурбекова.
Родился Зелимхан в 1950 году в поселке Профинтерн Казахской ССР. Тяга к творчеству появилась у него в самом раннем детстве, хотя родители не очень поощряли привязанность сына к рисованию. Первоначальное художественное образование он получил в детской художественной школе города Орджоникидзе СОАССР. Как вспоминает Зелимхан Ахмедович, его никогда не покидала мечта стать профессиональным художником, хотя родители настоятельно уговаривали юношу получить серьезную профессию.
После окончания школы Зелимхан поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училищем имени В.И.Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица) на отделение художника-дизайнера. Благодатная среда Ленинграда, художественные музеи города и, прежде всего, Эрмитаж, Русский музей, несравнимые по красоте и величию пригороды – Павловск, Пушкин, Петергоф позволили начинающему художнику приобщиться к высоким образцам русской и европейской культуры. С большой ностальгией художник вспоминает студенческие годы, время, наполненное встречами с интересными людьми. С благодарностью Зелимхан вспоминает о своих преподавателях – талантливых художниках Лазаревиче Е. Н., Ратницком С.А., воспитавших не одно поколение творческой молодежи.
После окончания училища Зелимхан по направлению приехал в город Грозный ЧИАССР, где надеялся воплотить свои дизайнерские идеи и замыслы. Но не все творческие надежды удалось реализовать в действительность по независящим от него обстоятельствам. Тем не менее молодой художник не сложил руки, не поддался пессимистическому настроению, а начал активно работать в различных направлениях живописного искусства, активно участвовать в выставочной деятельности наряду с профессиональными художниками, которые по достоинству оценили талант и большой творческий потенциал начинающего мастера. По словам Зелимхана, этот жизненный период был для него хорошей школой в становлении его творческого кредо. Общение молодого художника с высокопрофессиональными мастерами изобразительного искусства, их советы, замечания, поддержка оказали незаменимую помощь в становлении его как профессионального художника и расстановке основных приоритетов в его художественном творчестве.
Фонды музея имеют значительную коллекцию художественных произведений Зелимхана Эсмурзиева, которые являются его гордостью. Это картины различных жанров и направлений, которые художник создавал в различные периоды творческой деятельности.
Особенно велико значение пейзажного жанра в творчестве мастера. Зелимхан Эсмурзиев – мастер неповторимых пейзажей, отражающих уникальную природу Ингушетии и традиционную материальную культуру ее народа. Именно в этом жанре художнику удалось по-своему своеобразно и ёмко выразить своё собственное отношение к природе родного края, передать его особый колорит. Создав целый ряд прекрасных пейзажей, таких как «Эрзи», «Башня на скале», «Вовнушки», автор выразил своё отношение к бесконечному разнообразию эпической красоты и неповторимости горной природы. Картины, созданные художником в последнее время, характеризуются определенным стилем и методом. Это, прежде всего, искренность, естественность, выразительность. Его талант художника-колориста проявляется в особенности живописного видения, сочетании пленэрности с декоративным отношением к цвету, непринужденностью композиции, богатством светотени, теплоты колорита, в котором преобладают сочетания темных и теплых нейтральных тонов. Доказательством тому служат такие пейзажи как «Вечер в горах», «Дворик весной», «Зима».
Особого внимания заслуживают работы Зелимхана Эсмурзиева, навеянные философскими размышлениями о религии, жизни, предназначении человека. Художник много размышляет на религиозные темы, они звучат у него как общечеловеческие вопросы бытия. Подтверждением тому служат картины «Зикр», «Мурдаш». В работе «Зикр» глубокая психологическая глубина соединена со стихийной мощью и красотой живописного воплощения изображаемых образов в момент исполнения зикра – религиозного обряда ингушей. Художник акцентирует внимание зрителя на мастерски переданную пластику движений, выражение лиц героев, объединенных единым духом высокого религиозного порыва.
В портретном искусстве Зелимхана Эсмурзиева всегда есть психологическая полнота, объективность и точность характеристики изображаемого образа. Созданию портретных картин мастера всегда сопутствуют портретные этюды, имеющие самостоятельную художественную ценность. Художник всегда подходит к изображаемым моделям как строгий аналитик. Это определяет весь художественный строй его работ. Некоторые портреты, созданные художником в настоящее время, написаны в духе старых голландских мастеров. Своих героев Зелимхан Эсмурзиев часто находит среди обычных людей, в образах которых он раскрывает лучшие черты характеров, неисчерпаемое духовное богатство. В портретах художника последнего периода виден его интерес к внутреннему миру человека. Уделяя основное внимание раскрытию душевного состояния портретируемых образов, он опускает второстепенные детали. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст. В картине «Старик с посохом» изрытое морщинами лицо старика обретает художественную выразительность благодаря вязкому месиву красок, в котором переплетающиеся жирные мазки передают структуру формы, а тонкие лессировки придают ей движение и жизнь. Безымянный старик с подчеркнутым достоинством, силой духа и благородством стал выражением новой этической позиции художника, открывшего, что ценность личности не зависит от официального положения человека в обществе. В женских портретах, художник стремится передать очарование мимолетного и сиюминутного мига жизни, наполненного сверкающими красками бытия. На картине «Девушка с красным шарфом» изображена изящная молодая женщина, с накинутым на плечи красным шелковым шарфом. Платье облегает стройный стан. Причудливые серые тени на платье, серовато-дымчатый отблеск, падающий на печальное лицо и обнаженные плечи – все это подчеркивает призрачность, нереальность созданного образа.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA


В работах последних лет художника присущи импрессионистические нотки. В основном это камерные работы небольшого формата – поэтические композиции лирико-романтического характера. Уход в прошлое для художника – это своеобразный эстетический протест против прозаизма реальной жизни. Мастер не стремится к воссозданию стиля определенного временного периода. Старина, по словам самого художника, это просто красивая эпоха, сочиненная им, в которой он воплотил образ идеального мира, где все наполнено любовью, высокой духовностью и гармонией.
В настоящее время для художника наступил непростой период. Проблемы со здоровьем не позволяют мастеру полноценно заниматься творчеством. Но Зелимхан Ахмедович не теряет оптимизма – он трудится в своей маленькой, но удивительно светлой и уютной мастерской, создавая новые произведения. Художественная манера письма художника несколько изменилась, но остался неиссякаем талант, высокий профессионализм и огромная работоспособность.
В юбилей Зелимхана Эсмурзиева хочется пожелать ему крепкого здоровья, неутомимого источника вдохновения. Пусть каждый прожитый день будет для него наполнен счастьем, добротой и творчеством.

Лейла Алмазова,
главный научный сотрудник
Государственного музея
изобразительных искусств
Республики Ингушетия