Не допустить катастрофу поколений

Учебный год еще не закончился, когда в нашем обществе ходили слухи, что даже 1 сентября образовательные учреждения не будут открыты для учащихся. И теперь, когда знаменательная дата приближается, все чаще звучит вопрос: пойдут ли дети в школу 1 сентября? На этом фоне особенно оптимистично прозвучала новость. А именно.

В минувший вторник федеральные средства массовой информации передали видеообращение генерального секретаря ООН Антонио Гутерриша, в котором, в частности, говорится, что мир столкнулся с «катастрофой поколений» из-за закрытия школ в связи с пандемией коронавируса. После того, как вспышка заболевания будет взята под контроль местными властями, возвращение обучающихся в школы и учебные заведения, по мнению А. Гутерриша, должно стать приоритетом для чиновников всех уровней. В своем заявлении глава международной организации заметил, что ООН начинает кампанию «Спасите наше будущее», добавив, что «катастрофа поколений» способна подорвать десятилетия прогресса и усугубить укоренившееся неравенство между богатыми и бедными странами. По состоянию на середину июля школы были закрыты примерно в 160 странах, что затронуло более одного миллиарда учащихся. При этом, по меньшей мере, 40 миллионов детей вообще были лишены подготовительного и начального образования. Как отметил генеральный секретарь ООН, более 250 миллионов детей прекратило обучение. И только четверть учащихся средних школ в развивающихся странах получили лишь базовые навыки обучения.
Несмотря на проведение уроков посредством интернета, радио и телевидения в некоторых странах, а также на все усилия родителей и учителей, многие школьники по-прежнему лишены доступа к образованию. Учащиеся с ограниченными возможностями, представители национальных меньшинств, перемещенные лица, учащиеся-беженцы, а также лица, проживающие в отдаленных районах, подвергаются наибольшему риску остаться без образования, отмечают аналитики всемирной организации. Даже для тех, кто имеет доступ к дистанционному обучению, успех получения знаний зависит от условий их жизни, включая справедливое распределение домашних обязанностей в период пандемии.
Представляя проект «Спасите наше будущее», генеральный секретарь ООН предложил мировым политикам действовать по трем направлениям. Первое – приоритет должен быть отдан открытию школ. Второе – бюджеты на образование должны быть защищены гарантиями правительства и увеличены в разы. До коронавирусного кризиса страны с низким и средним уровнем дохода уже сталкивались с дефицитом финансирования образования в совокупном размере 1,5 триллиона долларов в год. Кроме того, по мнению генсека, образовательные инициативы должны быть направлены на то, чтобы охватить наиболее уязвимые слои населения. Наконец, мировое сообщество, отметил глава всемирной организации в своем видеообращении, должно как можно быстрее преодолеть цифровой разрыв в обучении и в бедных, и в богатых странах, вкладывать инвестиции в компьютерную грамотность.
Компьютерная грамотность – это, конечно, хорошо, но очень бы не хотелось, чтобы с ней увязывали дистанционное обучение. Потому что мы и сами, не будем себя обманывать, ясно видим, насколько образование на всех уровнях в последние годы набирает все больше минусов. А дистанционное обучение, вообще, можно сказать, почти свело его к нулю. Если два с половиной – три месяца продемонстрировали столь плачевный результат, что же будет, если дистанционное обучение вовсе заменит очную форму. Учителя с большой буквы, почему я это подчеркиваю, потому что среди преподавателей встречается немало людей, которые ни по профессиональной подготовке, ни по человеческим качествам не имеют морального права работать в школе, и прилежные ученики во время режима самоизоляции признавались в том, что ничто не заменит прямого контакта между наставником и школяром. А ученики начальной смены не скрывали своей печали из-за того, что их лишили школы. Казалось бы, малышам больше свободного времени только в радость, играйтесь вдоволь, но они совершенно искренне не устают повторять все это время, что хотят в школу, что без школы им скучно и плохо.
Школы, не скажу, как обычно, но готовятся с определенными коррективами к началу учебного года. Есть надежда на то, что, в отличие от Последнего, Первый звонок все же прозвучит, торжественная линейка состоится, школьники сядут за парты. В селе Кантышево, наконец, откроется новая школа, которую пытались уже дважды, если не больше, запустить. На ее территории тоже появились признаки жизни. Назначен директор, набирается коллектив, принимаются школьники. Это обстоятельство, также как обращение генерального секретаря ООН, настраивает на положительное мышление. А именно. Школы не принесут в жертву эпидемии, отдав приоритет дистанционному обучению.

Мадина КОДЗОЕВА