Не выплеснуть бы ребенка вместе с водой…

С началом учебного года все вокруг ожило. Улицы не только оживились, но и засверкали яркими красками. Повсюду слышен говор ребятни. В общественном транспорте опять тесновато. И он, этот транспорт, к радости его постоянных пассажиров взрослого возраста, снова стал курсировать чаще. А то в отсутствии учащихся школ, колледжей и студентов средних и высших учебных заведений, работающему контингенту, а это, в основном, женщины, поскольку мужская половина пользуется личным автотранспортом, приходилось затрачивать впустую драгоценное время в ожидании возможности добраться до нужного места, либо денежные средства на такси. К примеру, если одно и то же расстояние на автобусе можно проехать за 20 рублей, на «маршрутке» — за 30 рублей, за поездку на такси как минимум нужно выложить 200 рублей. Для наших заработков разница ощутимая.

И в магазинах заметно прибавилось покупателей, в особенности тех, которые расположены недалеко от школ. После занятий пройти мимо магазина, не заглянув в него, – дело не из легких. Тем более дни стоят замечательные. Лето не торопится уходить, благо осень его не подгоняет. Как тут не побаловать себя мороженым, прохладным напитком, сладким лакомством!
Все это радует, особенно приятно видеть всеобщее воодушевление. Но на этом фоне, причем сразу, обозначились два актуальных вопроса: улицы наполнились бытовым мусором и малышей «забывают» учить родной речи. Оба момента – из области воспитания. Большие сомнения, что мать, которая упорно общается с ребенком только на русском языке, сможет открыть ему все множество культурных ценностей. Знание родной речи с малых лет, а затем и овладение русским языком, разумеется, лучшим образом поможет предостеречь малыша от ошибок. Это поможет в воспитательных целях более доходчиво объяснить, что нельзя бросать на землю обертку от мороженого, конфет или тару от сладких напитков и т.д.
Почему-то многие нынешние мамаши, вообще-то уже и отцы пошли по пути ошибок, считают, что если они с колыбели приучат дитя лишь к русской речи, он будет образованнее. Даже комментировать это не хочется. Надо понимать, что родной язык, помимо всего прочего, является частью культуры народа, причем такой весомой, что если потеряется язык, не будет и народа. В конечном итоге мы не будем не ингушами, не русскими, не эскимосами. Главная роль в деле сохранения языка принадлежит женщине-матери. Она больше всех проводит время с ребенком и, соответственно, больше всех с ним общается. Рассчитывать на то обстоятельство, что родной язык преподается в школе и этого вполне достаточно, как некоторые говорят, означает заведомо впасть в заблуждение. Напомним, что родному языку в школьной программе уделено мало часов, педагоги год от года мучаются, пытаясь уложить в них хотя бы необходимую часть учебного материала. А с русским языком все обстоит иначе. И в школьной программе больше внимания, и со всех экранов — телевизоров, планшетов, компьютеров — доносится, и в общественных местах имеет явное лидерство. Но нашим «умным» мамашам этого недостаточно.
А ведь можно и нужно сделать так, чтобы дети отлично знали родной ингушский язык и превосходно говорили на русском языке.
Родная речь и любовь к слову начинаются в семье, родители должны приложить всевозможные усилия, обучая детей основам ингушского языка. Тогда они будут всесторонне развиты, умны, образованы, культурны. Будут направлять свою энергию на добрые дела, отличаться аккуратностью, любознательностью и уважением к окружающей среде, не говоря о большем.

Мадина КОДЗОЕВА