НОВЫЙ ШАГ НА БОЛЬШОМ ПУТИ

Обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение нашей страны в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования призван реализуемый в России национальный проект «Образование». Важнейшей задачей этой инициативы является также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций страны.

Нацпроект «Образование» уже приносит свои положительные плоды. Изначально срок его реализации (как и других национальных проектов) был рассчитан до конца 2024 года. Однако летом нынешнего года на заседании совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам Председатель Правительства России Михаил Мишустин, отметив необходимость корректировки ключевых параметров национальных проектов для их учета при формировании бюджета, сообщил, что сроки достижения национальных целей могут быть продлены до 2030 года.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ проект «Образование» охватывает четыре основных направления развития системы российского образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой важнейшей сферой.
С началом реализации нацпроекта в рамках программы «Современная школа» стала создаваться федеральная сеть Центров образования цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей «Точка роста». Недавно такие центры, где учащимся будут прививать современные технологические и гуманитарные навыки, появились и в школах города Малгобека.
Открываясь на базе сельских школ и общеобразовательных учреждений малых городов численностью до 60 тыс. человек, центры «Точка роста» не имеют статуса юридического лица. Будучи структурными подразделениями образовательных организаций, они призваны обеспечить высокий уровень образования и дать детям равные возможности для обучения вне зависимости от места их проживания.
Центры предназначены не только для реализации основных образовательных программ по предметным областям, но и для многих направлений дополнительного образования. По сути, они претендуют на роль общественного пространства для развития цифровой грамотности, творческой, проектной деятельности и другой познавательной и социальной активности учеников школы и их родителей, учителей, управляющего персонала, а также местных жителей.
Предназначение таких центров заключается также в совершенствовании и обновлении методов основного и дополнительного образования путем применения в учебном процессе современных образовательных технологий. Другими словами, центры будут формировать среду, способствующую проектно-исследовательской деятельности, раскрытию индивидуальных талантов и способностей детей, а также их ранней профориентации.
На базе школы создается целостная система дополнительного образования, предполагающая единство учебных и воспитательных мероприятий, применение единых требований и методических подходов, при которых наравне с общеобразовательными программами для гуманитарного, цифрового и технического профиля можно успешно реализовать разноуровневые программы для дополнительных занятий.
Школьные центры формирования цифровых и гуманитарных компетенций, помещения для проектной деятельности оформлены в едином фирменном стиле. Комплекты современного цифрового и учебного оборудования, соответствующая мебель, а также оборудование для шахматной и медиа-зоны поставлены в малгобекские общеобразовательные учреждения за счет средств федерального бюджета.
В своих многофункциональных «классах» ребята будут работать на современных компьютерах и 3D-принтерах, научатся управлять квадрокоптерами и освоят шлемы виртуальной реальности, смогут создавать собственный медиа-продукт и с пользой проводить время в шахматной гостиной.
Оснащение Центров «Точка роста» позволяет внедрить обновленные учебные программы по школьным предметам «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Технология». Уже сегодня в Малгобеке готовы реализовать больше десятка программ дополнительного образования. Среди них можно назвать такие программы, как «Виртуальная реальность», «Робототехника», «3D-моделирование», «Школьные квадрокоптеры», «Шахматы», «Мир в объективе», «Юный спасатель», «Юный журналист» и «Основы программирования».
Кстати, малгобекские педагоги не в первый раз демонстрируют свою готовность к инновационной деятельности в современных условиях. Собственно говоря, именно в этой готовности и заключается важнейшее качество педагога-профессионала, без которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства. Серьезные системные изменения, происходящие в сфере образования, отводят особую роль в образовательной инициативе педагогическому образованию и непрерывному повышению квалификации учителей.
Любая большая дорога к успеху начинается с первого шага, и в заключение этого материала я хочу рассказать читателям мудрую притчу, которую услышал недавно от замечательного педагога, учителя высшей категории, заместителя директора по воспитательной работе СОШ №16 города Малгобека Лемы Абдурахмановны Дахкильговой.
Однажды по берегу моря шел человек. Вдали он увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звезд. Берег был буквально усеян ими на много километров. «Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду?- спросил человек, подходя ближе. «Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут», – ответил мальчик, не прекращая своего занятия. «Но это же просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!»
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: «Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды».
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной звезды…

Ахмет ГАЗДИЕВ