Он в танцах воспевает свой народ. Дикалу Музакаеву — 60 лет

Для чеченца прикосновение к танцам носит генетический характер и прививается практически с детства порой независимо от его желания. И только для единиц из них танцевальное искусство становится делом и смыслом жизни.
Так начинал и Дикалу Абузедович Музакаев.
Родился Музакаев в местах ссылки народа, в с. Романовка Целиноградской области Казахстана, 24 марта 1960 года.
Мальчишке было только 3 года, когда брат дедушки Музаки Малцаг стал учить его танцевать и заставил становиться на носки. «Зёрна» упали на благодатную почву, и танец стал его призванием. Уже в 8 лет приехавшая из Москвы в Серноводск отборочная комиссия Большого театра (!) увидела в Дикалу несомненный дар и пригласила его в балетную школу при БТ. Но поехать в сентябре не смог по той же для многих горцев банальной причине– отец посчитал танцы несерьёзным делом.
И вновь упорство сыграло свою роль: тайком от отца он стал танцевать в местном Доме культуры и вскоре получил согласие танцевать. Практически повторил путь своего кумира Махмуда Эсамбаева через запреты и неприятие танца как профессии, как призвания. И, наверно, в душе повторял слова великого Махмуда: «Я буду танцевать!»
Из Серноводского дома культуры он в 1975 г. поступает на хореографическое отделение Грозненского кульпросветучилища, где азам танцевального искусства его учат профессионалы, в числе которых оказывается и дочь «бога танца» Стелла Эсамбаева. Параллельно работает репетитором балета в ансамбле «Нийсархой».
Как это часто и бывает в жизни профессионала, в творческой судьбе Дикалу всё имеет последовательный, восходящий характер. За училищем следует учеба в Московском институте культуры (ныне Московский государственный университет культуры и искусства).
Но между ними была служба в рядах Советской армии, в которой талантливые работники искусства неизменно включались в состав армейских творческих коллективов. И Дикалу Музакаев танцует в знаменитом ансамбле песни и пляски Северо — Кавказского военного округа, где удачно пробует себя в качестве балетмейстера-постановщика.
В 1976 г. во время госэкзамена в Грозненском культпросветучилище студента Дикалу Абузедовича заметил художественный руководитель Чечено-Ингушского ансамбля танца «Вайнах» Топа Элимбаев и настойчиво пригласил его в знаменитый танцевальный коллектив. По признанию самого артиста, в то время его тянуло в грузинский танцевальный ансамбль «Рустави», но чувство патриотизма стало преобладать.
Два года провел Дикалу Музакаев в легендарном ансамбле «Вайнах», с первых дней попав в основной состав коллектива, побывав в зарубежных гастролях по странам Латинской Америки. И отсюда он попал в армейский танцевальный коллектив СКВО.
В 1981 г. Дикалу Музакаева, во время вступительных экзаменов на хореографическое отделение Московского института культуры, приёмная комиссия также отмечает оригинальный талант и принимает его на 1-й курс. И исполнил юный чеченец сразу несколько танцев –русский, аргентинский, мексиканский, венгерский, цыганский, казачий, белорусский и горский. Тот факт, что он был старостой группы, параллельно занимался педагогической работой, вел факультативные занятия по теме «Аргентинский танец», так как во время десятидневных гастролей в составе «Вайнаха» в этой стране Латинской Америки и получил базовые знания в этой области. Вскоре вышла и брошюра Д. Музакаева «Аргентинский танец».
Это свидетельствует о том, что юный артист не просто гастролировал по миру, а старался попутно учиться мастерству, не ограничивая себя «родными напевами». Сказалось и влияние искусства Махмуда Эсамбаева, показавшего миру талантливое исполнение танцев народов мира, порой превосходящее достижения самих представителей этих народов.
После окончания учёбы в Московском институте культуры с красным дипломом и квалификацией «преподаватель хореографических дисциплин» по специальности «педагог-балетмейстер», в 1986 году он возвращается в родной ансамбль «Вайнах». Здесь он с лихвой реализовывает полученные в институте знания. Он вводит в репертуар коллектива ставшие хрестоматийными сольные партии в таких постановках, как «Танец наездника», «Горский танец», «Встреча у родника», грузинский «Картули», осетинский «Хонга кафт», «Танец терских чеченцев», аргентинский «Гуачо» и другие. Успех Музакаева отмечен самой престижной наградой республики того времени — Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЧИ АССР. Вскоре, в 1991 году ему присвоено почётное звание «Заслуженный артист ЧИАССР».
В том же году он создает театр фольклорного танца «Ночхо», где становится директором и главным балетмейстером. И вновь в репертуаре коллектива появляются новые постановки. Они были высоко оценены зрителями и специалистами хореографии.
Известные трагические события в Чечне в начале 1990-х годов выбивают из привычной колеи все направления деятельности республики и народа. Не была исключением и культура. Точнее было бы сказать, что такого рода катаклизмы больнее всего бьют по культуре в целом. Если материальные ценности в виде зданий и имущества можно и восстановить, и даже создать лучше и современней, то духовное богатство, духовные ценности народа не восстанавливаются в их первозданном виде и оригинале.
В 1996 году Дикалу Музакаева, как и тысячи его земляков, оказался без работы по своей специальности, и вынужден был покинуть Чеченскую Республику. Его приглашают на работу в недавно образованную Республику Ингушетия. Хотя республику и не затронула напрямую военная машина, но, будучи новым субъектом России, после распада бывшей Чечено-Ингушетии, где ингуши оставили все, что создано совместным с чеченским народом трудом, Ингушетия только –только начинала создавать и наполнять содержанием свои структуры, в том числе и в области культуры. В их числе был и танцевальный ансамбль «Ингушетия», образованный постановлением Правительства республики 6 апреля 1993 г.
По приглашению министерства культуры Республики Ингушетия с 1996 по 2000 год Дикалу Музакаев работает художественным руководителем главного танцевального коллектива новой республики. За несколько лет работы он создал 11 хореографических работ, в том числе и такие как «Ингушетия моя», «Вайнахские узоры», «Наьсархой», «Ингушский праздничный танец», «Нартский эпос» и другие. Ансамбль «Ингушетия», возглавляемый в то время Дикалу Музакаевым завоевал немало призов на международных и российских фестивалях и конкурсах.
И не случайно 23 декабря 2018 г. Дикалу Музакаев из Баку приехал на юбилейный концерт ансамбля народного танца «Ингушетия» в Магас, чтобы увидеть и порадоваться мастерству коллектива, в которое и он вложил хорошую частицу своего труда.
После Ингушетии была работа в Башкортостане, где он поставил хореографическую композицию «Беркутистан». Успел поработать и в Кабардино-Балкарии.
В 2001 году после возвращения Чечни к мирной жизни, по приглашению Президента Чечни Ахмата Кадырова он берется за возобновление работы ансамбля «Вайнах», который к тому времени практически не работал, так как члены коллектива стали беженцами и вынуждены были разъехаться по стране, а все имущество ансамбля было утеряно. И Музакаев ценой многих усилий набрал новый состав ансамбля, пригласил молодых артистов, музыкантов. И 18 мая 2001 года в г. Краснодаре прошел первый концерт восстановленного ансамбля.
За короткое время легендарный ансамбль восстановил свое доброе имя и в гастролях по всей стране и за рубежом завоевал призы и получил награды самого высокого уровня. В числе ярких постановок Музакаева того периода следует отметить программу «Под небом вайнахов».
13 марта 2007 года указом Президента Чечни Рамзана Кадырова Д. Музакаев назначен министром культуры Чеченской Республики и проработал в этой должности до 2013 года.
В 2015 году по приглашению министерства культуры и туризма Азербайджана возглавил республиканский ансамбль танца этого государства.
Другие танцевальные традиции, другая музыка, недостаточный уровень подготовки коллектива не испугали чеченского хореографа. И уже через неполных два года, 26 октября 2017 г. в Москве в Концертном зале имени П.И. Чайковского государственный ансамбль танца Азербайджана под руководством Дикалу Музакаева дал свой первый концерт с новой яркой программой «Мой Азербайджан». До поездки в Москву программа с успехом была трижды «апробирована» в Баку, а после российской столицы коллектив оправился в турне по целому ряду стран.
Дикалу Музакаева не случайно называют «художником сцены». К слову, в одном из интервью он сказал, что в раннем детстве мечтал стать художником-живописцем. Но судьба привела его на сцену, где он смог реализовать свои мечты стать художником уже в области сценического искусства.
Как это и следовало ожидать, Дикалу Музакаев –обладатель большого количества заслуженных колоссальным трудом и талантом наград. Их полное перечисление заняло бы немало места газетной полосы. Отметим самые главные.
Заслуженный артист ЧИАССР (1991), Заслуженный артист РФ (1996), Народный артист РФ (2004), лауреат премии Правительства РФ (2009) Народный артист Республики Ингушетия (1998), Народный артист Башкортостана и Кабардино-Балкарии, заслуженный артист Абхазии, кавалер ордена Республики Ингушетия «За заслуги» (2008), ордена «За заслуги перед Чеченской Республикой» (2005), ордена Ахмата Кадырова (2008), Почетный гражданин Чеченской Республики, «Министр года-2009», профессор. А ведомственных наград Министерства культуры России и гран-при зарубежных международных фестивалей не счесть.
Как это и должно было случиться, многие в семье Музакаева последовали его примеру- посвятили себя танцевальному искусству. Супруга Мадина Дидигова работала солисткой ансамбля «Вайнах», сын Хадис танцует в Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева. Танцевальные традиции имеет и семья его супруги Дидиговой Мадины.
Ее отец, недавно ушедший от нас Магомед Увойсович Дидигов (1946-2019) был легендой танцевальных ансамблей Чечни, Ингушетии и Северной Осетии, имел звания Народного артиста Чечено-Ингушской АССР, заслуженного артиста КБАССР, заслуженного артиста Республики Ингушетия. Сама Мадина, ее мать и сестра тоже стали народными артистами Чеченской Республики.
С. Султанов