Пояс во все времена считался обязательным элементом мужского одеяния горцев

С древности богато украшенный ремень считался признаком роскоши. Декорировалась не только пряжка. Сам ремень, то есть полоса кожи, украшался металлическими накладками («насечками»). По декору пряжек ученые судят ни много ни мало об уровне материальной культуры их обладателей. Люди бронзового века делали довольно примитивные литые застежки-фибулы, а в эпоху эллинизма ювелиры создавали настоящие шедевры из золота и серебра.

Пояс во все времена считался обязательным элементом мужского одеяния горцев. Ношение кожаных поясов и ремней с металлическими пряжками и накладками – древняя традиция не только у ингушей, она бытовала и у соседних народов. Не подпоясанному мужчине неприлично было выйти на улицу, показаться старику или человеку, бывшему статусом выше его. Не носили пояса очень глубокие старики и мальчики.
Вся одежда ингушей должна была быть пригнана к телу, пояс же затягивался туго, чтобы между ним и талией невозможно было протиснуть пальцы. Е.Н.Студенецкая так описывает наиболее распространенные типы поясов: «По нашим материалам можно выделить два типа мужских поясов: кожаные с металлическим набором и пояса из ткани или войлока. Во второй половине XIX – начале XX века более всего были распространены пояса из узкого кожаного ремня. На одном конце пояс имел пряжку, в которую продергивался другой конец пояса, снабженный металлическим наконечником. Пояс туго затягивался на талии, а длинный кончик ремня продевали в подвижную обоймочку. Пояса этой простейшей формы носили повседневно, они были доступны любому горцу. Праздничные пояса украшали многочисленными, часто серебряными, бляшками и подвесками разной формы. Носили пояс на черкеске, на бешмете (если черкеска не была надета), а иногда и на шубе. К поясу подвешивали различные предметы, необходимые мужчине в дороге, на охоте. Это были: сальник или жирница – прямоугольная металлическая коробочка с жиром для смазывания оружия; отвертка сложной формы для разбора огнестрельного оружия, служившая иногда и кресалом; брусок для точки кинжала или ножа; пульница; кожаный походный стакан; мешочек, в котором лежали кремень, трут, кресало и др. Пастух мог повесить на пояс мешочек с разной мелочью для лечения скота. Одним словом, пояс заменял карманы. Но самое главное – на поясе висело оружие: кинжал, пистолет и иногда шашка.
Узкие ремни с железным или медным набором найдены в склепах ингушей. Е.Н. Студенецкая приводит определение Е.И. Крупнова: «Каждый покойник опоясан одним, а иногда и двумя кожаными поясами с железными или бронзовыми пряжками; тонкие пояса украшались серебряными и бронзовыми наконечниками и бляшками. На поясах обычно висят кисеты из кожи с огнивом, кресалом и трутом».
Итак, подобные пояса были характерны для всех народов Северного Кавказа, а не только для вайнахов.
Особо нужно отметить традиционный пояс с серебряным набором, который, помимо пряжки, наконечника и обоймочки, украшался накладными фигурными бляшками, гравировкой и позолотой по серебру. Богато украшенный пояс был престижной частью мужского гардероба, особенно молодежного, мог свидетельствовать о социальном и имущественном положении владельца.
Заказы металлических наборов для поясов выполнялись мастерами-ювелирами из Дагестана, работавшими в городах и селах Северного Кавказа отходниками. Местные мастера, а их было немного, учились у них.
Пояса широкие матерчатые носили старики, муллы, хаджи, а также мужчины, находящиеся в трауре. Ими могли подпоясать бешметы, но черкески – никогда. Сложенную в несколько раз материю (холст, шелк) скручивали жгутом и получался пояс. Его оборачивали дважды вокруг талии и спускали спереди двумя концами. Войлочные пояса шириной 4-6 см повязывали во время косьбы. Но самой устойчивой частью вайнахского мужского костюма был и остается до сих пор узкий кожаный пояс с металлическим набором.
В древности, в Средние века и даже в Новое время мужской ремень был не просто практичным предметом гардероба, а частью военной экипировки: к нему крепились ножны холодного оружия. У древнегреческих тяжеловооруженных пехотинцев-гоплитов и у римских легионеров широкий пояс с металлическими деталями на толстой воловьей коже был частью доспеха, защищавшей живот.
Со временем пояс стал показателем статуса и принадлежности к привилегированному воинскому сословию или феодальной аристократии. Носить на поясе холодное оружие (меч, саблю, шпагу, палаш, кинжал) имели право только избранные, «благородные»: рыцари, дворяне, самураи и так далее. Крестьянину, ремесленнику, купцу или монаху (кроме монашествующих рыцарей) это строго запрещалось. В некоторых обществах за нарушение запрета полагалось суровое наказание, вплоть до смертной казни.
На Кавказе и в Персии воинские ремни декорировали черненым серебром, агатами и бирюзой. Скань, филигрань, эмаль, жемчуг и драгоценные камни (резные и ограненные рубины, сапфиры, изумруды, алмазы) — все это украшало парадные ремни и золотые пояса средневековых королей, герцогов и князей.
Использовать ремень в его современном виде и назначении — для поддержки брюк — мужчины начали в XIX веке. И пошло это с рабочей и армейской (прежде всего флотской) форменной одежды. У первых джинсов золотодобытчиков и ковбоев в середине позапрошлого столетия уже были шлевки для продевания ремня, а брюки городского костюма еще удерживались пуговицами, завязками и помочами (подтяжками).
Даже если мода на ремень, как броский аксессуар, уходит, он остается необходимой в мужском гардеробе вещью.

М.БАРАХОЕВ