Самый значимый праздник в исламе

Ид аль-Адха – праздник жертвоприношения, самый значимый в исламе. Он приходится на десятый день лунного месяца Зуль-Хиджжа – месяца ежегодного хаджа, и продолжается три дня.
Ид аль-Адха в Ингушетии проходит немного иначе, чем другой мусульманский праздник – Ураза-Байрам (Ид аль-Фитр). Первый принято праздновать в более узком семейном кругу, нежели Ид аль-Адха, который в республике отмечается с большим размахом.
Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым деянием. В хадисе, переданном от Али (Да будет доволен им Аллах), говорится: «Кто выйдет из дома за животным для курбана, тому за каждый его шаг пишется 10 благих деяний и стирается 10 грехов, его разговор при купле-продаже запишется как тасбих1 (поминание Аллаха), за каждый дирхам (рубль), отданный за животное, записывается 700 благих деяний. Когда он повалит животное на землю, чтобы резать его, все творения, начиная с этого места до седьмого неба, будут просить прощения его грехов, из каждой капли крови животного будут созданы ангелы, которые до наступления Судного дня также будут просить прощения его грехов».
Миллионы мусульман во всем мире, по всем канонам ислама, с радостью встречают великий праздник Ид аль-Адха. Этот день у правоверных верующих считается одним из самых священных. Поэтому и внимание к нему огромное. И по многовековой традиции, описанной в Коране, в этот праздник проводится ритуал жертвоприношения. Мусульмане совершают жертвоприношения по-разному: кто-то закалывает животных у себя на приусадебных участках, кто-то пользуется для этого специально подготовленными для этого случая участками рядом с мечетями. Иногда мусульмане просто жертвуют необходимую сумму в пользу благотворительных организаций, которые затем совершают от их имен жертвоприношение и раздают мясо среди нуждающихся. Ислам требует от нас совершенства во всех делах, включая жертвоприношение. Этот глубокий по своим смыслам ритуал не должен превращаться в формальность. К сожалению, не все мусульмане придерживаются всех правил шариата, совершая жертвоприношение. Иногда животные закалываются без должного уважения к творению Аллаха. Более того, иногда они доставляются к месту заклания в ужасных условиях, многие из этих животных в пути травмируются. Подобное отношение к животным часто ставит под вопрос безупречность Курбана.
Жертвоприношение желательно, но не является обязанностью. Обряд тесно связан с паломничеством к исламским святыням в Саудовской Аравии, так как знаменует завершение этого ритуала. Мусульмане совершают жертвоприношение по мере своих материальных возможностей.
В Ингушетии в этот день во всех мечетях мужчины проводят праздничный намаз.
После молитвы они обычно расходятся, для того чтобы провести жертвоприношения. Мясо жертвенного животного делится на три части: одну часть отдают бедным, вторую раздают как милостыню, третью оставляют для своих семей. К праздничному столу принято подавать блюда, приготовленные из жертвенного мяса.
Женщины начинают приготовления к празднику, а мужчины отправляютя в мечеть на праздничную молитву.
Вот уже 20 лет я участвую в коллективной молитве в одной и той же Центральной мечети города Назрани. После чего посещаю кладбище, где мы читаем молитву по нашим усопшим.
Таких массовых посещений, как на Ид аль-Фитр, у нас не бывает, но в течение праздничных дней мы объезжаем близких родственников, поздравляем их и раздаём жертвенное мясо. Застолье проводим в узком кругу. С каждым годом общественные организации, молодёжные активисты проводят всё более массовые праздничные мероприятия, и праздник постепенно выходит за рамки семейного круга.
Мусульманам хорошо известны требования ислама к жертвенным животным: животное не должно быть слишком худым, больным, хромым и не должно иметь каких-либо внешних недостатков. Нельзя приносить в жертву слепых, беззубых, с отрезанными языками, хвостами и выменем животных. Если ваш выбор остановился на баране или козе, то животное должно быть не менее годовалого возраста. А вот коровы и быки должны быть не менее двух лет отроду. Что касается верблюдов, то они должны быть не моложе пяти лет.
Подробнее. Как правильно выбрать жертвенное животное на Ид аль-Адха? Желательно осуществить жертвоприношение самостоятельно. Однако, если человек не в состоянии осуществить заклание, то можно доверить это подготовленным людям. Человек, осуществляющий заклание, должен обладать достаточным уровнем мастерства. Жертвенному животному до заклания и во время процесса недопустимо причинять физическое и психологическое страдание. Перед жертвоприношением обязательно нужно вознамериться и произнести: «Бисмиллях1и. Аллаху Акбар». Желательно закалывать животное быстро. Необходимо вместе с горлом перерезать две сонные артерии, чтобы не причинять животному страданий. По Сунне животное необходимо уложить на левый бок, повернув его в сторону киблы. Нельзя закалывать животное на виду у других животных, а также нельзя точить нож на виду животных. Следует привести животное на место заклания без насилия, не следует также тащить животное силой. Пророк (мир ему) сказал: «Когда вы закалываете животное, то делайте это красиво, аккуратно». К сожалению, некоторые люди не соблюдают эти условия полностью. Животные забиваются на глазах друг у друга, транспортируются к месту забоя в плохих условиях или долгое время содержатся без воды и еды. Все это, конечно, лишает жертвоприношение чистоты и безупречности, ибо уважительное отношение к животным должно быть всегда, а не только в день праздника. Всевышний Аллах сказал: «Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (Сура “аль-Хадж”, аят 37).
Искренне ли мы совершаем Курбан или просто следуем традициям? Если вы совершаете Курбан исключительно ради Аллаха, то совершать его следует непременно в соответствии с положениями шариата и Сунны посланника Аллаха (мир ему). Никаких отговорок или оправданий в этом вопросе быть не может. Если заклание за вас будет совершать другой человек, то отнеситесь к выбору этого человека или организации со всей серьезностью. Перед праздником Ид аль-Адха местные духовные управления предоставляют населению список пунктов заклания животных, которые прошли специальные проверки.
Законодательство не регулирует изменения цен перед праздником, в том числе Ид аль-Адха. Все в основном регулируется совестью мусульманина. Это касается и того, кто продает, и того, кто покупает, особенно во время религиозного праздника. В исламе есть требование справедливости во всем, в том числе при назначении цены. Цена должна быть справедливой. Ее нельзя снижать искусственно, но тот, кто продает, должен предлагать полноценный товар и не завышать цену.
В то же время современные особенности рыночных отношений допускают, что перед праздниками цена возрастает из-за ажиотажа, но вместе с тем может быть ограничено предложение товара. С ценой на овец на Северном Кавказе складывалась в последнее время интересная ситуация. В прошлом году произошел резкий скачок цен на баранов. Это объясняется тем, что большое количество баранины из Дагестана стали закупать и отправлять в Иран. Цена выросла где-то с 250 рублей до 400 рублей за килограмм. На сегодня цена, наоборот, снизилась – не до такой степени, как была до повышения, но стабилизировалась в районе 300 рублей за килограмм. То есть такого рода колебания цен могут быть и не связаны непосредственно с подготовкой к празднику.
Пусть Всевышний Аллах примет от нас наше жертвоприношение и сделает его причиной прощения наших грехов и средством приближения к Нему!

М. БАРАХОЕВ