Студенческий круг

Ингушский студент, как и всякий другой «грызун науки» из других регионов России, с первого по последний курс испытывает общеизвестные проблемы. Помимо собственно учебы, сессий, экзаменов и зачетов, помимо великой нервотрепки в процессе овладения профессией, человеку еще надо есть, пить и одеваться. Нужны деньги, финансы, паек, обеспечение, большая стипендия.

Если мы посмотрим на эту ситуацию со стороны родителей и государства, возникает масса вопросов по поводу общности и расхождения главной цели. Конечно, и государственная машина, и папа с мамой хотят на выходе получить знающего свое ремесло гражданина. Только вот долгое время подходы к достижению данной цели, во многих аспектах, у них сильно отличались друг от друга.
Мне помнится еще на заре нынешней демократии практически исчезла стипендия для студентов в Москве и на периферии. Она номинально была, но носила поистине символический характер. Не случайно студенты в то время шутили: «На блок сигарет может хватить». К счастью, курили не все, но вот «мера вещей» в то время была и такой… Прошло, считай, лет двадцать, и сегодня государство уделяет будущим специалистам необходимое внимание.
На практике хорошая стипендия это ведь не просто дополнительные деньги для студента. Рассмотрим этот вопрос серьезно и внимательно.
Хорошая стипендия для вчерашнего выпускника – это дополнительная гарантия, что в будущем у него будет меньше различного рода недугов. Она позволяет студенту лучше учиться, купить необходимые пособия и учебники и т.д. Да и пять-шесть лет учебы с осознанием, что ты не сидишь на шее у родителей – многого стоит. Надо ли говорить о большом значение для отдельной семьи такого расклада? К примеру, семьи на Северном Кавказе многодетные, и если старший ребенок в вузе получает существенные деньги от государства, отец и мать могут больше внимания уделять другим детям, обеспечить им более качественные материальные и моральные условия для полноценного развития. А это все вливается в общероссийскую копилку, в возможности всего российского народа. И это не громкие слова, а безусловная реальность.
Несмотря на известные испытания пандемией и экономические испытания, сегодня в России, на уровне Министерства науки и высшего образования, «прорабатывают вариант увеличения академических стипендий для студентов до уровня минимального размера оплаты труда.
Ныне МРОТ равен 12 130 рублей. Размер выплат могут поднять до этой суммы. В прошлом году средняя государственная академическая стипендия составляла 2980 рублей.
Отмечается, что объём стипендиального фонда рассчитывают исходя из общего количества студентов, обучающихся по очной форме на бюджетных местах. Для его увеличения могут потребоваться дополнительные бюджетные средства».
Округлим указанную выше цифру, понятное дело, 3 тысячи рублей в кармане молодого парня или девушки – разговор ни о чем…
С другой стороны и государство не может просто так «сочинить» выплаты, равные обычной зарплате россиян. Дело непростое, никто не спорит. Но думать об этом, конечно, надо и замечательно, что сегодня такие планы есть. Разумеется, отдельные студенты получают и другие стипендии, выигрывают гранты и т.д. В целом же, если завтра учащийся вуза станет получать стипендию на уровне МРОТ, в скором будущем это принесет отличные плоды. Мы ведь часто говорим, что только через образование и науку наша страна станет сильной, сможет отвечать на вызовы времени. А кто это может сделать, если не живые люди, вчерашние студенты? Подрастающее поколение, вступая во взрослую жизнь, нуждается в поддержке всей системы государственного обустройства.
По студенческой теме невольно всплывает в памяти и другая тема – послевузовская практика, первый опыт трудовой деятельности выпускников вуза. Известная советская практика, когда молодой специалист три года или более работал по направлению, в некоторой степени несла характер «принудиловки», но был и свой позитив, позитив бесспорный. В те времена происходила своего рода положительная диффузия молодых кадров, люди разных национальностей работали в новых для себя не только производствах, творческих цехах и т.д., но они открывали для себя и культуру других народов, обогащали ею себя и делились духовными ценностями со своими соотечественниками. Во всяком случае, на Северном Кавказе, и в Ингушетии в частности, часто было именно так.
Сегодня вопрос дальнейшего пути молодых людей с дипломами, с учетом специфики на рынке труда, получает все больше внимания властей и профильных ведомств.
На днях, как сообщают наши коллеги, глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что «мониторинг трудоустройства выпускников вузов нужно изменить кардинально, он должен стать более точным и глубоким.
«Мониторинг трудоустройства, я скажу дипломатично, должен претерпеть кардинальные изменения. Нам предстоит гораздо более тщательно подходить к анализу карьерных траекторий наших выпускников, я имею в виду и глубину погружения в этот вопрос», — сказал Фальков.
Министр на совещании с руководителями вузов Сибирского федерального округа пояснил, что необходимо отслеживать не только год-два, а больше. Кроме того, по его мнению, нужно иметь точные данные, так как они должны влиять еще больше на контрольные цифры приема и на оценку эффективности деятельности вузов.
Также Фальков отметил, что в этом направлении есть уже определенные наработки, но нужны более оперативные данные, и во многом созданная сегодня система уже позволяет это сделать. «В этом контексте самозанятых мы уже не можем воспринимать как тех, кто не трудоустроен. По ним надо будет отдельно мониторинг вести», — подчеркнул глава Минобрнауки.
Ранее в «Единой России» подготовили предложения по трудоустройству выпускников вузов. В частности, Минобрнауки предложено проработать вопрос о включении в рейтинг эффективности вузов долю студентов, у которых есть постоянная производственная практика. Также единороссы считают необходимым инициировать увеличение расходов на подготовку специалистов дефицитных профессий, которые поступают по целевому набору».
То есть, разумно возвращаемся к эффективной традиции поддерживать и развивать учебные заведения, деятельность которых имеет полезное продолжение через трудовую деятельность их выпускников. Все правильно. Сегодня институт или университет должны выпускать не просто дипломированную массу людей, а тех, кто способен решать сложные творческие, научные, управленческие, производственные задачи. В любом случае, студенты и их родители получают, в случае реализации ведомственных планов, хорошую поддержку. Добросовестная учеба в стенах вуза, стипендия, позволяющая жить с уверенностью в завтрашнем дне, производственная практика, открывающая главные секреты выбранной специальности, все это давно назрело, необходимо, своевременно.

У. УЛЕМОВ